Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

ВТО. Оно нам надо?

Беларусь ведет переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию, начиная с 1993 года, когда была создана Рабочая группа по ее присоединению. То есть уже 28 лет. Еще 12 лет таких переговоров — и всех белорусов можно будет записывать в евреи, коих Моисей водил по Синайской пустыне 40 лет.

Есть ли смысл стучаться 28 лет в дверь соседа, в надежде, что тот ее откроет и чем-то с вами поделится? Скорее, нет. Судить об этом можно и по содержанию «круглого стола», посвященного вопросам вступления нашей страны в ВТО, который прошел 23 июня в Миноблисполкоме. Оптимизм на «столе» излучали лишь представители Минэкономики. Прочие участники круглого стола в отношении вступления в ВТО Беларуси излучали скептицизм.

Высокий уровень скепсиса уже на старте мероприятия задал заместитель председателя Миноблисполкома Денис Курленко, отметив в своем вступительном слове, что «страна проделала огромную работу по вступлению в ВТО и ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЕРИТЬ, что мы вышли на КАКУЮ-ТО завершающую прямую в этом переговорном процессе и КОГДА-НИБУДЬ все-таки достигнем этой цели». Потому что для Минской области это важно, т.к. экономика региона — экспортоориентированная. На территории области производится четверть всей белорусской сельхозпродукции и пятая часть промышленной продукции.

— Нам важно ее продать. Ежегодный товарооборот области с внешним миром составляет 13 млрд долларов. Хотелось бы продавать больше. В том числе и с помощью ВТО.

-2

По словам посла по особым поручениям белорусского МИД и руководителя белорусской переговорной делегации по присоединению страны к ВТО Владимира Серпикова, Беларусь активизировала переговоры в последние пять лет, после вступления в Евразийский экономический союз. Тем более, что в ВТО состоят все страны ЕАЭС, кроме нас. Даже Киргизия, которая потратила на переговоры три года. После чего рассказал о «106 проектах обязательств, которые Беларусь будет обязана нести в рамках ВТО», и подчеркнул, что «страна исходит из приоритета обязательств в рамках ЕАЭС... из-за чего наши обязательства в рамках ВТО не должны расходится с нашими обязательствами в рамках ЕАЭС».

В ВТО никто против этого не возражает. Осталось туда вступить.

Кирилл Петровский (заместитель начальника управления внешнеторговой политики — начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов Департамента внешнеэкономической МИД) начал свое выступление с комментария последних санкций, которые ЕС ввел в отношении Беларуси 21 июня:

Несмотря на более формальный, нежели содержательный смысл санкций, влияние на процесс вступления нашей страны в ВТО они окажут самое что ни есть прямое. Потому что для ключевых стран, которые ВТО создавали, это — рычаг давления на Беларусь.

Тем не менее. Беларусь — это 70 % экспортированного ВВП. И, несмотря на политическое давление, которое Беларусь испытывает на себе с августа прошлого года, задачу продавать товары и услуги на экспорт никто не отменял.

— Но следует помнить: ВТО — это набор обязательств в отношении внешнеторговой деятельности… Коль в ВТО нас в ближайшие две недели нас не возьмут, мы можем спокойно пользоваться инструментами регулирования экспорта. И если нам требуется ограничить экспорт металлолома, мы можем спокойно это сделать ни на кого не оглядываясь...

-3

Закрепила скептическое отношение к Всемирной торговой организации Галина Турбан (национальный эксперт, к. э. н., заведующая кафедрой международного бизнеса УО «Белорусский государственный экономический университет»), из выступления которой стало ясно как день: даже членство в ВТО никого не гарантирует от гнета и дискриминаций тех же ТНК. Повод всегда можно найти. Как, к примеру, нашли его «Найк» и «Адидас», отказавшиеся закупать хлопок у члена ВТО Китая под предлогом того, что «тот выращивает его руками угнетаемых уйгуров».

Надо полагать, уйгуры, оставшиеся без средств существования, были ВТО очень благодарны.

И лишь представители Минэкономики, как мы уже сказали, верят в ВТО и готовы ему всемерно отдаться. Как сказала Анастасия Мазулина (начальник отдела развития интеграции главного управления экономической интеграции Минэкономики), если на товарный экспорт Беларуси вступление страны в ВТО особо никак не скажется, то в части экспорта услуг Беларусь может сильно прибавить. К сожалению, пока страна в ВТО не вступит, на практике проверить теоретические расчеты Анастасии Мазулина— невозможно.

Автор статьи: Владимир Орехов

Автор фото: носят иллюстративный характер