Найти тему
Executive.ru

Карьера без диплома: шаг в будущее?

Текст: Александра Сычева. Фото: https://stock.adobe.com/
Текст: Александра Сычева. Фото: https://stock.adobe.com/

По сути, мы выбираем профессию в несознательном возрасте. Но можно сделать карьеру и без профильного образования. Появляется все больше позиций, где требуется опыт, а не профильный диплом.

Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».

В нашей стране образование всегда ценилось, за исключением, пожалуй, начала 90-х годов, когда возможности заработать быстро и легко, которые давала экономика, кружили молодым людям головы и заставляли отказываться от обучения. Зачем тратить время за партой, ведь преуспеть, если ты умен и предприимчив, можно было и так. И многим это удавалось. Однако уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом, «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.

Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома.

Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?

Во-первых, это административные должности. «К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию.

Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Здесь профильное образование не столь критично. Например, сегодня одна из самых востребованных позиций – руководитель интернет-проекта. И человек здесь может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. Специалист по оптимизации поисковой системы. Трафик-менеджер. Специалисты по различным видам digital-коммуникации через интернет». Сюда же стоит добавить и креативные специальности.

И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует.

В-третьих, не работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. В вузах этому не учат. Действительно, российская система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.

В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.Для первой требуют если не профильное, но смежное образование. Желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно.

А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились. Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной.

По большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.

Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.

С какими специалистами (без официального образования) вы сталкивались?

Подписывайтесь на наш канал!