Найти тему
Оськин дом

Гармошка и кошка

1949 год. Башкирия. Деревня Верхние Казанчи. Сейчас от неё следов почти не осталось, и называется это место теперь урочище.

А когда-то в деревне кипела жизнь. Стояла внушительных размеров лесопилка. Были большие молотилки, склады — выращивали зерно. А ещё на урочище можно найти ямы от кирпичных домов. Люди жили если не богато, то достойно.

Всё изменила война. Часто можно слышать, что война меньше затронула Урал, Сибирь, то есть те места, где не было боёв. Там люди жили лучше, сытнее. Спокойнее там жили, ведь не было стрельбы, налётов, но не сытнее. Во время войны из таких деревень выкачивали всё что можно было для фронта, для Победы.

В 45-м году в деревне стоял настоящий голод. Восстановление шло, как и везде, очень тяжело. Ни техники, ни семян, ни мужчин.

Деревня так и не смогла оправиться. Последний её житель, слепой дед, валявший валенки для всей округи, умер в 60-х годах.

Но в 49-м году в деревне была жизнь, люди работали, старались. Подрастала молодежь.

Парни как положено уходили в армию, чтобы вернуться. И тут новое постановление от властей.

Очень-очень далеко от Казанчей, в Сибири, на бурно развивающийся Кузбасс понадобились люди. Много молодых и сильных людей. И парням службу в армии заменили на службу в шахтах.

Я не знаю, была ли шахтёрская служба ограничена по времени. Наверное, нет, то есть уезжали навсегда или может на какой-то длительный срок. Потому что местным парням разрешили брать с собой жён. Ведь жить они должны были не в казармах, как солдаты, а в бараках (то есть можно с семьёй) и ходить на работу. А значит строить житьё-бытьё на новом месте.

А откуда у 18 летних парней жёны? Рано ещё. Да и все в армию хотели идти, потом вернуться в родные места, потом уже и семью заводить.

Собраться надо было очень быстро: вот вам неделя, вещи уложить, с родственниками, друзьями попрощаться, жену найти.

А жену найти хочется: ехать придётся на край света, в шахтёрские рабочие посёлки, куда собирали мужчин со всех областей, откуда там женщины?

И парни, чубы поправив, срочно начали чёс по соседним улицам и деревням.

Девушек ехать никто не заставлял. Они могли отказаться. Но они ехали.

Как рассказывала бабушка, они бы и к чёрту на рога отправились, лишь бы выбраться из ужасающей бедности, убежать от постоянного голода, от тяжелого труда с самого детства.

Поэтому схема «знакомство-предложение-сельсовет» заработала с бешенной скоростью.

Дед объехал тогда несколько деревень, а свою бабушку он встретил на соседней улице.

Она ему понравилась, а ей было всё равно: лишь бы уехать.

Я спрашивала:

— А почему вы раньше не познакомились, если в одном посёлке жили? Почему он в других деревнях искал?

— Работали мы, Катенька, постоянно работали. Некогда было знакомиться.

Это в одной деревне! А мы говорим, что плохо живём.

И вот новая семья Митрофановых собрала свои пожитки, среди них маленькую дедову гармошку, и отправилась на новое место. За две с половиной тысячи километров, за Урал, в маленький шахтёрский посёлок Прокопьевск.

Они проживут там всю жизнь. Родят двоих сыновей и дочь.

А на старости лет переедут поближе к детям и внукам, в наши Рамешки.

И всю жизнь будет с ними гармошка.

Где дедушка её взял, никто не помнит. Голодающая деревня — это не то место, где гармошку можно купить. Скорее выменял на что-то.

Сейчас музыку услышать легко. Она доносится из раскрытых окон, из проезжающих машин. Гулять пошел: наушники в уши и музыка снова с тобой. Магазины, торговые центры — везде музыка.

А тогда, чтобы услышать музыку, нужно было её сыграть. И никак иначе. Позже появилось радио и телевидение. Но не сразу и не везде.

И дед мой был первый парень на деревне со своей любимой гармошкой.

Развлечений было мало. На праздники собирались всем посёлком: 1 мая, Новый год, девятое мая, 7 ноября, дни рождения, свадьбы. Собирались, пели и танцевали.

Дедушка не был виртуозом, учился сам. У него был один единственный сборник песен с нотами и текстами.

Очень не хватало старшего поколения, бабушек, которые могли бы научить старым русским песням. Поэтому чаще всего пели частушки, которые сами и придумывали.

Наша гармошка
Наша гармошка

Дедушка играл всю жизнь. Перестал за год до смерти — не слушались пальцы.

Он умер в 2001 году.

Двадцать лет бабушка берегла гармошку — память о любимом человеке.

Да, да, любимом! Срочная, вынужденная свадьба едва знакомых людей превратилась в большую любовь, которую дед Коля и бабушка Таня хранили всю жизнь.

Бабушка и сейчас хранит. Стоит вспомнить деда и слёзы на глазах.

Недавно гармошку передали мне. Я думаю, баба Таня, хотела, чтобы я о ней позаботилась, когда её не станет. Вслух мы об этом не говорим, но 90 лет уже очень почтенный возраст.

Гармошка с весны лежала у меня. Я не знала, что делать. Продать? Нет. И сама не хочу, и дед с бабой не одобрили бы. Играть? Но в семье никто играть не умеет и вряд ли уже научится. Хранить в шкафу в темноте? Так себе идея.

А недавно я узнала, что в Васильевском есть Музей гвоздарей ! Музей нашего сельского поселения.

Вот оно решение! Передать гармошку в музей! Там она нужна, там ей рады, её будут видеть люди, а может кто-то и сыграет.

Бабушке идея очень понравилась, и гармошка через башкирские Верхние Казанчи, через Сибирь, через Рамешки попала в деревню Глазково, а потом в Васильевский музей.

Мы всей семьёй искали фото дедушки с гармошкой, перетрясли все альбомы, но так ничего и не нашли. Возможно, часть фотографий потерялась, при переезде из Сибири к нам.

Но зато нашли фотографию меня и дедушки Коли. Здесь он совсем молодой, здесь он ещё играет на своей любимой гармошке.

Я и дедушка 1981 год
Я и дедушка 1981 год

Дед Митрофанов Николай Николаевич, 1930 - 2001

Бабушка Митрофанова Татьяна Яковлевна, 1930

А вот теперь я просто обязана написать что-нибудь про кошек.

Если не напишу, то алгоритм Дзена запутается, и не будет знать кому показывать мою статью. Ведь канал о кошках, а не об истории, и не о музыкальных инструментах.

И мне есть, что сказать о кошках. Как и всегда.

В тот день, когда представители музея приехали забирать гармонь, одна из сотрудниц увидела кошку Соню, нашу питомицу, которая как раз искала себе дом. И сразу влюбилась в пушистую красавицу! Соня и сама с удовольствием пошла к Наталье.

Так получилось, что в один день новый дом нашли и гармошка, и кошка!

Вот, что пишет её хозяйка: "Спасибо большое за нашу Соню! Это счастье радует нас каждый день и каждый миг рядом. Чувствует себя хозяйкой, трепетно оберегает границы домовладения, все заходящие и проходящие коты и кошки в страхе покидают территорию. В доме обследовала и освоила всё что можно, вплоть до верхних полок и дальних углов. Мы просто счастливы! Это так радостно, когда знаешь, что тебя дома ждут и радуются твоему появлению."

Соня дома
Соня дома
Друзья! Спасибо вам за отзывы и комментарии!
К сожалению, у меня не хватает времени, чтобы отвечать всем, кто мне пишет. Ведь в первую очередь моя обязанность ухаживать за котами, кормить и лечить. Если у вас какой то конкретный вопрос или предложение о помощи, то, пожалуйста пишите мне на почту или в контакт. Там я всегда вам отвечу. Спасибо!

Если вам нравятся мои кошки, собаки и мой канал, подарите, пожалуйста, нам лайк, и подписывайтесь! У нас интересно!