...Читать далее
Несмотря на то, что всемирно признанные педагоги: Мария Монтессори («Мой метод воспитания»), Масару Ибука («После трех уже поздно») в один голос твердят о пользе раннего развития, тем не менее, еще живы предубеждения против ранних занятий борьбой, Поэтому, для начала разберемся с волнующими многих родителей вопросами. Не опасна ли борьба? Чему может научиться ребенок в три года? Способен ли он работать в группе, будет ли слушать тренера? Не вырастет ли он грубым? Не слишком ли сильная нагрузка на сердце и опорно-двигательный аппарат? Разберем все по порядку. Начнем с соображения безопасности. Из тех, кто никогда не занимался борьбой, мало кто знает, что борцовская подготовка начинается не со страшных приемов и бескомпромиссных схваток, а с развития навыков правильного падения. На первых тренировках изучаются кувырки, самостраховка при падении на спину, на бок и на живот. Кроме того, на начальном этапе тренировок разучиваются простые, максимально безопасные приемы. Во время спаррингов новичков подстраховывает тренер. Разумеется, борьба – это все же контактный, соревновательный вид спорта, а в любом виде спорта травмы иногда имеют место. Но вспомним юного Обломова, главного героя из одноименной повести русского классика Гончарова: если слишком рьяно ограждать ребенка от всех опасностей и невзгод, не таит ли это другую опасность для развития его личности? В конце концов, травмы, как правило, быстро заживают, а характер – это на всю жизнь равно как и любовь к борьбе.
Каким же приемам борьбы и элементам тренировки может научиться ребенок в три года? Практика показывает, что построение, приветствие соперника, общие представления о правилах борьбы, различные беговые упражнения, кувырки, подножка, заваливание скручивание, удержание, а главное, сам настрой на борьбу, стремление победить соперника – все это дети младшей группы успешно осваивают. При этом в ходе тренировок ребенку приходит важное понимание работы в коллективе. Стоит отметить, что самим приемам взрослый человек обучается намного быстрее. Поэтому основная задача тренировок в раннем возрасте – создание фундамента для дальнейшего развития. Ребенок впитывает «дух борьбы», идею и принципы, уважение к противнику, осознает авторитет тренера, приобретает любовь к спорту. Также крайне важно развитие координации с раннего возраста. Все вышеперечисленное качества лучше развивать с ранних лет.
Как отражаются навыки борьбы на поведении ребенка? Изучая приемы на тренировках, укрепляя тело и дух, ребенок приобретает и умение постоять за себя. А вот как он распорядится этим умением- вопрос воспитания. Разумеется, многое зависит от тренера. Практика показывает, что в лидеры тренировочной группы, и по борьбе, и по авторитету среди ребят, выходит не самый громкий и агрессивно настроенный по отношению к товарищам по секции, а тот, кто более внимательно слушает тренера, помогает партнеру в освоении приема, поддерживает друзей по команде. Стоит отметить, что лидерские качества подразумевают и решительность, и здоровую агрессивность – но эта энергия должна быть направлена в нужное русло.
Что же касается физической нагрузки, если говорить о нормальном тренировочном режиме: 2-3 раза в неделю по часу в темпе выше среднего – о перегрузке речи быть не может. Ведь в занятиях для детей 3 лет в принципе, во-первых, возможна только работа с собственным весом, и, во-вторых, невозможен «отказной» тренинг на пределе возможностей. Более того, для правильного развития опорно-двигательного аппарата тренировки просто необходимы – это и улучшение сенсомоторики, и укрепление мышц и связок.
Вообще, борьба – это спорт, обеспечивающий максимально гармоничное развитие личности, как физическое, так и нравственное. Действительно, хороший борец должен иметь развитую физическую силу, выносливость, гибкость, должен быть нацелен на победу, уметь концентрировать силы, наконец, тактически просчитывать схватку. Не случайно борцы в шутку говорят о своем спорте: «это не шахматы – здесь надо думать»! Освоение приемов, помимо координации и специальных навыков, развивает также трудолюбие, умение из тренировки в тренировку двигаться к своей цели.
Физические и морально- волевые качества стоит развивать с раннего возраста, и борьба может стать отличным помощников в этом нелегком деле, не говоря уже о том, что в каждом ребенке может быть огромный потенциал, и, если вовремя его раскрыть, возможно, именно Ваш ребенок станет великим чемпионом.
Настрой юного спортсмена очень важен для прогресса. Дети мыслят образами. Очень помогают сказки!
Сказка про зайца.
- Он у вас такой маленький, его, наверное, не возьмут! – сказала медведица, посмотрев на зайчонка. Затем она перевела взгляд на своего медвежонка, улыбнулась и добавила, - Я слышала там только крупные звери, медведи, волки, лисы, в конце концов.
- А вдруг и правда не возьмут, разволновалась зайчиха.
- Да подожди ты, вот сейчас придет тренер и мы все узнаем – сердито ответил папа заяц. По правде говоря, он тоже начал беспокоиться. Ведь так хочется, чтобы зайчонок рос сильным и смелым. А где еще можно этому научаться как не в борьбе.
- все могут выходить на татами, - сказал тренер, и тут же много зверят рассыпалось по ковру. Кто-то сразу полез по канату, кто- то стал кувыркаться…
- А нашему сыну тоже можно? – с тревогой спросила у тренера мама зайчиха
- Конечно, у нас все тренируются, проходите. И тут родители зайчонка заметили, что кроме волчат, медвежат были и совсем маленькие звери – ежата и даже один мышонок.
- Ну, проходи! – сказал папа. Но тут почему-то, зайчонок, который всю дорогу храбрился, спрятался за маму. - Я….Я…Я сейчас, чуть -чуть здесь посижу.
- Построились! – Скомандовал тренер. Все зверята тут же побежали и встали в одну шеренгу.
- Ну вот, уже тренировка начинается – сказала мама. – Ну что же ты!?
- Ну что же я …, ну что же я ..! Нет, я не трус! – и, собравшись с духом, зайчонок вышел на татами. Но как строится? Куда вставать? А вот тренер говорит: строимся по росту. Самый высокий – направляющий. А я даже и не самый маленький – с удовольствием отметил зайчонок. Ноги вместе, руки по швам – сейчас я правильно построился
Буду сегодня все повторять за зверятами, они ведь уже тренировались и знают что делать. Но повторять за другими оказалось не так -то просто. Столько новых слов: разминка, приемы, а уж какими сложными показались упражнения! Что-то у зайки не получалось совсем, зато некоторые упражнения, например выпрыгивания, получались совсем даже неплохо.
Тренировка зайке очень понравилась. Правда, сегодня новички не боролись, а только смотрели за схватками других. Ну, ничего, в следующий раз я точно буду бороться. Вечером зайка никак не мог уснуть, а все досаждал родителей вопросами.
- Мама, а тренер сказал, что каждое утро надо делать зарядку. А что это такое?
- Спи, на следующей тренировке все узнаем.
- Пап, а мы купим мне ну эту …. Специальную одежду как у других зверят?
- Кимоно, конечно, купим, завтра же , а сейчас спи.
- Мам, пап!
- Что?
- Я буду много тренироваться и стану самым сильным борцом – уже сквозь сон проговорил зайка.
В магазине, где продавались кимоно, зайке очень понравился желтый пояс. – Папа, а давай мне купим желтый пояс, я у некоторых ребят вчера видел такой.
- Ну, нет, до его ты еще не дорос! – улыбнулся папа-заяц.
- Как это не дорос, я уже большей, - надулся зайчонка.
- Не в этом дело. Цвет пояса в дзюдо означает уровень мастерства. Вот ты еще новичок и у тебя будет белый пояс, затем, если ты будешь стараться. Не пропускать тренировки, делать по утрам зарядку, выполнять задания тренера, ты получишь желтый пояс, потом оранжевый, зеленый, синий. А вот коричневый цвет пояса означаем, что спортсмену присвоено звание кандидат в мастера спорта (КМС). Помнишь, какого цвета пояс у тренера?
- Да, Да, черный, А что это значит?
- Черный пояс носят матера спорта
- Знаешь, что я думаю, папа?
- Ну, и что же?
- Что когда-нибудь у меня тоже будет черный пояс!
Наконец0то тренировка! Зайка никак не мог дождаться, очень боялся опоздать и каждые десять минут спрашивал у родителей, не пора ли выходить.
- Привет, медвежонок! – поздоровался зайка, увидев знакомого.
- А, зайчонок, привет! Тебе тоже купили кимоно.
- Да, - гордо ответил зайка, так как в кимоно он уже ощущал себя настоящим борцом.
- Сегодня, когда мы будем бороться, я всех поборю!- сказал медвежонок. – Видишь какой я сильный ! – и он показал зайчонку свои большие лапы.
Разминка. Прием. Сегодня проходили удержание сбоку. Как же это интересно! Ну, вот, в конце тренировки схватки. Зайка подумал, что от волнения у него выпрыгнет сердце. Главное, чтобы коленки не дрожали. Вон мишка, кажется, совсем не боится!
0 Сейчас выходят медвежонок и лисенок.
0 лисенок! Ха! – обрадовался мишка. – Смотри зайка, как я его сейчас поборю.
Ой! Ну что это? Лисенок делает какое-то быстрое движение и мишка уже лежит на спине, а лисенок держит удержание.
- А-а! раздается громкий рев медвежонка. Схватка закончилась, лисенок побелил, а мишка, рыдая, убежал к маме.
- А-ай, сынок, - запричитала медведица – Где у тебя болит?
-Наверное, лисенка сейчас будут ругать, он что-то сделал не правильно, раз мишка плачет.
- Можно плакать во время схватки? – спрашивает тренер.
- Нет, - хором отвечают все зверята.
- А что происходит, когда кто-то плачет?
-Он проигрывает!
Повалить на спину, удержать! Повалить на спину, удержать! – повторяет про себя зайка, выходя на схватку.
- Ну вот, проиграл! Я, кончено, пытался уйти с удержания и перевернуться на живот, но ежик держал очень крепко и, как я ни старался, ничего не вышло.
- Молодец, зайчонок! – сказал тренер после схватки. Зайка удивленно повернул голову. Может тренер ошибся? Почему он меня похвалил, ведь я же проиграл?
- Почему ты такой грустный? – спросили родители. – Тебе не понравилась тренировка?
-- Ну., вы же видели, я проиграл, я совсем не сильный.
- А как ты думаешь, почему тренер тебя похвалил? – спросил папа.
- я думал, он ошибся. Он хотел похвалить ежика. – Ежик и ты, вы оба молодцы! Вы оба выполнили задание тренера. Ты не заплакал, боролся, пытался уйти с удержания. Просто ежик на этот раз оказался сильнее. Если ты будешь так же стараться, ты скоро начнешь побеждать.
Вот оказывается, в чем дело – оказывается, не важно, выиграл ты или проиграл, главное, что ты сделал все, что мог, для победы…