Найти тему
Киноамнезия

Почему мы перестали читать научную фантастику, и сколько правды в «Гарри Поттере»

Оглавление

Писатели-фантасты объяснили феномен популярности фэнтези.

Жанр научной фантастики переживает не лучшие времена как в литературе, так и в кино. Все меньше и меньше достойных историй попадает на книжные прилавки и в кинопрокат. Тем временем наблюдается повышенный спрос на фэнтези. Писатели-фантасты попытались ответить на вопрос «Почему мы перестали читать научную фантастику?», а сотрудники национальной библиотеки Великобритании выяснили, насколько правдивыми оказались приключения Гарри Поттера в Хогвартсе.

Как Гарри Поттер победил научную фантастику?
Как Гарри Поттер победил научную фантастику?

Чем хуже жизнь, тем больше фэнтези

По данным литераторов, пик научной фантастики пришелся на 50-е – 60-е годы прошлого века. Тогда мир узнал таких авторов как Стругацкие.

Хранительница архивов братьев Стругацких Светлана Бондаренко в беседе со мной отметила: примерно 70-е годы студенческая молодежь часто обсуждала произведения писателей фантастов. Тогда юноши и девушки говорили о мире, рассуждали о категориях прогресса, о воспитании. Затрагивали глобальные вопросы. Очень часто спорили, используя в дискуссиях отрывки из Стругацких. Эти писатели затрагивали тему построения идеального мира, устроителем которого должен был стать человек творческий, не обремененный национализмом, жаждой потребления.

По мнению Бондаренко, в 50-е-60-е годы в СССР был виден прогресс: страна победила в Великой Отечественной войне, Гагарин полетел в космос, наступила оттепель, у людей было «радостное устремление в будущее». Жизнь становилась лучше, было много надежд, научная фантастика была на подъеме.

Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких «Малыш». Фото из открытых источников
Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких «Малыш». Фото из открытых источников

Шли годы. Однако жизнь советских граждан лучше не становилось. Кризис постепенно наступал им на пятки. Люди уже мечтали не о построении идеального мира творческих людей, о котором писали Стругацкие. Им просто хотелось на время скрыться в мире, где нет насущных проблем, где с помощью магии можно построить замок или отправиться на звездолёте покорять просторы галактики.

Потому стали популярны «Звёздные войны». Некоторые писатели-фантасты считают, что это не научная фантастика, а фэнтези, так как рыцарей просто «обрядили в панцири» и «отправили на звездолёте искать магию». К научной фантастике эта киновселенная не имеет никакого отношения, уверены писатели-фантасты.

Писатели-фантасты не относят "Звездные войны" к научной  фантастике. Фото из открытых источников.
Писатели-фантасты не относят "Звездные войны" к научной фантастике. Фото из открытых источников.

После успеха "Звёздных войн" наметилась определённая тенденция: чем хуже жизнь, тем больше граждан читают и смотрят фэнтези. Теперь неудивительно, почему в российских книжных магазинах продается столько книг о магии и волшебных палочках.

А что с научной фантастикой сегодня?

Я прочитал несколько научных статей, чтобы постараться ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Постараюсь быть кратким. По мнению экспертов, судьба у научной-фантастики сегодня не завидная. Во-первых, из обихода граждан исчез сам термин «научная фантастика». Сегодня так называют только ток-шоу, но не литературный жанр. Во-вторых, почти не осталось писателей-ученых, которые могут вытащить жанр из литературной ямы, в которой он оказался.

Почему нет достойных писателей? Из-за скудного спроса. В условиях рынка проще писать окупаемое фэнтези, чем научно-фантастические романы. Сегодня интерес к современной научной фантастике испытывают только те люди, которые "были выращены на классической фантастике", которые росли в то время, когда научная фантастика была для них фантастикой в прямом смысле этого слова.

Иллюстрация к роману Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Фото из открытых источников

Эксперты отмечают, что современная научно-популярная литература «не дает общей картины о научной фантастике», не даёт ответов на вопросы «что происходит в науке?», «куда движется наше общество и цивилизация?». Те, немногие, которые интересуются этими вопросами, вынуждены искать ответы на них в романах Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка, вышеупомянутые братьев Стругацких - авторов "золотого века" научной фантастики.

Молодое поколение, выросшее в условиях рыночной литературы, такие вопросы не интересуют. Поэтому не выходит хороших научно-фантастических фильмов. Кинопрокатчики ориентируются на молодежь, которым интересны «Сумерки», а не мрачные «Солярис» или «Крикуны».

Безусловно, современные авторы не оставляют попыток вновь популяризировать научную фантастику. Яркий тому пример фильм «Интерстеллар» или компьютерная игра от Кодзимы Death Stranding. До сих пор существуют обособленные фанатские группы, интернет-порталы, журналы, посвященные научной фантастике. Но это капля в форме, на фоне того потока фэнтези, который ежемесячно обрушивается на головы любителей жанра.

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

Невольно читатели, зрители, геймеры втягиваются в вымышленное путешествие-квест, оправленное в условное европейское средневековье и щедро сдобренное магией. Драконов, впрочем, можно заменить на вампиров, вымышленное королевство – на узнаваемо изображенную Москву, ведунов – на сотрудников Дозоров. Суть не изменится: научной фантастике нет места в современном мире.

Популярность фэнтези связана также с изменением политической ситуации в стране и мире. Строителям светлого будущего в СССР нужна была добротная научная фантастика. С её помощью власти заставляли народ двигаться вперёд, строить заводы, пароходы и космические корабли. Общество потребления, в котором мы сейчас живём, достаточно кормить сказками в виде фэнтези, и все будут счастливы.

Поэтому сегодня современные фантастические произведения по-разному смотрят на жизнь. В фэнтези вампир предстает живым мертвецом, в научной фантастике – хищной разновидностью ископаемых приматов («Ложная слепота» П. Уоттса). Всемогущие боги или маги будут интерпретированы научной фантастикой как пришельцы из космоса или путешествующие во времени наши потомки. Речь идет не только о зависимом от господствующей идеологии содержании фантастических произведений, но и о способах художественного воплощения авторского замысла.

Страница из рабочего дневника братьев Стругацких. Фото из открытых источников
Страница из рабочего дневника братьев Стругацких. Фото из открытых источников

Авторы живут 25 лет в обществе, которое панически боится будущего. Панически боится любых изменений.

«Стабильность в мозги не внедряют, это действительно запрос общества, которое напугано. И власть, некоторым образом, это канонизирует. Поэтому в таких условиях я был бы удивлен, если бы был спрос на научную фантастику. А маргинальный спрос, который есть, отлично удовлетворяется западной переводной фантастикой. Научно-популярная «жвачка» Роулинг в одно ухо влетела, в другое вылетело, если бы не экранизация, про нее никто бы и не вспомнил», - уточнил известный писатель Кирилл Еськов.

Сколько правды в Гарри Поттере?

Действительно, романы Джоан Роулинг о «Гарри Поттере» - венец фэнтези. Каждый хоть раз мечтал побывать в Хогвартсе. Многие удивлены, что Роулинг смогла в одиночку придумать такой разнообразный и увлекательный фэнтезийные мир. Сотрудники национальной библиотеки Великобритании устроили выставку, посвященную романам Роулинг. Ролуинг стала единственной британской писательницей при жизни удостоенной такой чести.

Во время подготовки к выставке сотрудники библиотеки выяснили, что автор поттерианы не всё брала с головы. Многие герои и артефакты из её книг существовали на самом деле. Один из них – философский камень. Оказывается, существует настоящий свиток, в котором сказано, как изготовить этот артефакт. Он до сих пор хранится в фондах национальной библиотеки, сказано в документальном фильме BBC, посвященном выставке Роулинг.

Свиток по изготовлению философского камня. Скрин с видео BBC
Свиток по изготовлению философского камня. Скрин с видео BBC

Существовал также прототип Николаса Фламеля, который изготовил философский камень. Это человек жил в Париже в начале XV века. Сохранилось его надгробие, которое вошло в экспозицию о поттериане.

«Это была химия того времени, настоящая наука. Что-то из этого стало настоящей наукой. Люди того времени изучали феномены, которые для нас сейчас являются основой химии. Я не понимаю, почему вы до сих пор не изготовили философский камень», - посмеялась Роулинг.
Надгробие прототипа Николаса Фламеля
Надгробие прототипа Николаса Фламеля

Также реальную силу имеют и три непростительных заклятия, которые упоминаются в романах о Гарри Поттере. Например «Авада Кедавра» образовано от «Абракадабра». По словам Роулинг, дословно это можно перевести как «да будет мертво».

Сотрудников национальной библиотеки Великобритании отметили: сегодня слово «абракадабра» произносят фокусники перед началом фокуса. Однако в Древнем Риме с его помощью спасались от малярии. В одном из манускриптов, хранящемся в фонде библиотеки, сказано, что на маленьком клочке пергамента нужно несколько раз написать «Абракадабра», при этом каждый раз убирая по одной букве. Таким образом должен получиться текст в форме треугольника. Затем этот кусочек пергамента нужно повесить на шею. Пока он на теле человека, ему никакая малярия не страшна, так считали в Древнем Риме.

Как использовали слово "абракадабра" в Древнем Риме. Скрин с видео BBC.
Как использовали слово "абракадабра" в Древнем Риме. Скрин с видео BBC.

Ученые также установили, что непростительное заклятие «Авада Кедавра», образованное от «Абракадабра», губительно. В шутку они подвергли ему группу людей, участвующих в эксперименте. Через год учёные вынуждены были его остановить, так как по непонятым причина участники эксперимента стали погибать. Психосоматику ученые отвергли, так как испытуемые не слышали какому заклятию они были подвергнуты.

Получается, что в романах о Гарри Поттере не так много и вымысла, как кажется на первый взгляд. Единственное, что придумала Роулинг, - историю о волшебных палочках. По её словам, она не смогла найти ничего о них в исторической литературе и взяла всё из головы.

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

«Крикуны»: почему на эту фантастику из 90-х не снимут ремейк?

«Ведьмак» от Netflix: почему в США уверены, что второй сезон сериала удивит зрителей