Найти в Дзене
Humanai.ru

"Корпоративный Tinder" или как повысить клиентоцентричность сотрудников

Салют, это Даллакян. Сегодня я проведу обзор кейса по внедрению человекоцентричных принципов в корпоративную культуру.

Однажды к нам обратился один из крупнейших производителей труб. В России ему принадлежало 17% рынка. Выручка была порядка 2 млрд. долларов. Всего сотрудников у него было порядка 25000.

Компания проживает цифровую трансформацию с централизацией вокруг клиента. Запускается много новых проектов. Но сотрудники не вовлечены, инертны. Для формирования клиентоцентричной корпоративной культуры клиент запросил разработку набора ценностей, принципов, которых бы придерживались сотрудники, и это делало бы их более внимательными к нуждам внутреннего и внешнего клиента.

Наша методология - поведенческий подход. Он учит, что человеческое поведение не равно принципам, которые анонсируются. Принципы - это констатация уже существующих законов. Изменив законы и принципы - поведение не изменится. Поведение первично.

-2

Поведение сотрудников формирует среда. Корпоративная среда - это взаимоотношение сотрудников между собой.

Получается, чтобы нам изменить взаимоотношения сотрудников, нам нужно изменить их поведение. А чтобы изменить их поведение, нам нужно изменить их взаимоотношения, среду. Кажется, замкнутый круг.

Но вспомните морскую губку. Она живет в океане, в воде. Ее среда обитания - вода. Но сама губка состоит на 98% из воды. Таким образом, мы не можем разделять объект существования и его среду. Губка есть сам объект существования и одновременно с этим же, среда его обитания. Это то, чем являются ваши сотрудники.

Но прежде чем мы начнем разбираться со взаимоотношениями сотрудников, в первую очередь мы разобрались с главной проблемой - негативный фрейминг клиентоцентричности.

Клиентоцентричность, когда тебя называют поставщиком, превращается в дополнительную обязанность. И все сотрудники ее избегают, саботируют. Но если тебя превратить из поставщика в клиента, то клиентоцентричность становится прекрасной возможностью. И сделав это, мы нашли в компании огромное число заинтересованных лиц, поддерживающих данный проект.

-3

Следующим шагом стало выяснение, что же скрывает под собой это абстрактное понятие клиентоцентричность. Нам требовались реальные действия, артефакты. Очевидно, что у разных сотрудников они разные. Но в компании 25 тысяч человек и выяснять по каждому просто нет возможности. Поэтому мы решили разбить всех сотрудников на сегменты, в которых набор этих действий и артефактов был бы един. В качестве параметра объединения мы выбрали цель сотрудников компании, и не прогадали.

-4

Пример цели и как по ним группировались должности:

-5

Когда у нас появились сегменты мы начали материализовывать клиентоцентричность. С помощью интервью и аналитики мы получили ответы на 3 ключевых вопроса, которые превращали абстрактное понятие клиентоцентричности в материальные артефакты и действия.

1 вопрос: Если твои поставщики будут более клиентоцентричными, какие свои метрики ты улучшишь?

2 вопрос: Что должны улучшить поставщики, чтобы твои метрики изменились?

3 вопрос: Что предпринять компании, чтобы твои поставщики внедрили изменения?

В результате, после всех опросов у нас появилась статичная карта инициатив, повышающих клиентоцентричность компании, а вернее клиентоцентричность работы внутренних поставщиков. И эти инициативы влияли на метрики внутренних клиентов.

-6
-7

Но это всего лишь статичная картинка. Чтобы она жила, ее надо наполнить данными об удовлетворенности клиентами их поставщиками, и делать это lifetime.

Поэтому был разработан геймифицированный инструмент для сбора обратной связи по работе поставщиков, под условным названием - корпоративный tinder.

-8

В нем каждый сотрудник находил своего внутреннего поставщика и оценивал его каждый раз, когда тот оказывал ему услугу.

-9

Таким образом, общая карта оживает и становится настоящим монитором внутренней клиентоцентричности. Этот монитор можно разместить на самом видном месте в офисе, а также размещать плакаты с самыми привлекательными поставщиками.

-10

Но чтобы сотрудники вовлеклись недостаточно просто сделать внутренний рейтинг. Нужно чтобы этот рейтинг на что-то влиял: на взаимоотношения, на достижение целей, на успех. Поэтому было решено следующее: от степени удовлетворенности поставщиком его клиентами, у поставщика появляются дополнительные преференции в компании. И чтобы повысить вовлечение этой механики было решено вывести на dashboard 3 интересные метрики:

1. То, как вы оцениваете своих поставщиков

-11

2. Как ваших поставщиков оценивают все их клиенты

-12

3. Как вас оценивают ваши внутренние клиенты

-13

Эти 3 показателя мы использовали для того, чтобы мотивировать юзеров. Ведь если вы оцениваете своих поставщиков ниже, чем остальные клиенты, то это значит, что либо у вас высокие запросы, либо эти поставщики обслуживают вас хуже, чем остальных.

Тем самым появляется новое измерение во взаимоотношениях сотрудников. Измерение, которого раньше не было, под названием обсуждение изменения внутренней клиентоцентричности.

-14

Плюс, если вы хотите повысить качество работы своего поставщика, у вас появляется такая возможность. Вы можете пойти к его руководителю и обсудить улучшение показателей работы вашего поставщика. Но это можно сделать только в двух случаях: если вы в состоянии обосновать влияние улучшений на свои показатели, а главное - ваш рейтинг выше, чем у вашего поставщика. Таким образом происходит самомотивация персонала. Ведь никто не хочет, чтобы его начальнику ходили внутренние клиенты и что-то рекомендовали.

-15

Чтобы сотрудники вовлекались в поиск и оценку своих поставщиков, мы использовали триггерные уведомления. Например о том, что "Внимание! У вас снижается рейтинг!" или "Внимание! У вашего клиента вырос рейтинг и теперь он имеет право влиять на вашу работу!". То есть улучшать собственный клиентский опыт.

-16

В итоге мы сформировали принципы клиентоцентричного поведения. Но это были не анонсируемые заявления, а констатация уже совершенного факта.

1 принцип: Предложение по оптимизации поставщиками воспринимаются как забота и проявление уважения.

2 принцип: За каждое нововведение, принятое от клиента, поставщик получает поощерение (мотивацию).

3 принцип: У клиента есть право выходить с рекомендацией к вышестоящему руководству, но только в случае, если это повысит эффективность его работы.

4 принцип: Я не имею морального права требовать от поставщиков клиентоцентричности, если мой рейтинг ниже.

В результате, мы увидели, что если на 10% увеличивается удовлетворенность внутренними поставщиками, то на 1,2% растут целевые показатели клиентов. Это более 140 млн. рублей в год в рамках пилота для этой компании.

-17

Залогом успеха мы считаем ряд инноваций в данном проекте. Очевидно, что сам проект, как обратная связь, как оценка 360 внутри компании реализована во множестве крупных компаний России. Но не все они работают, и тем более уж не все они влияют на финансовые показатели клиентов.

Мы выявили 6 принципов успеха данных проектов:

1. Поведенческие подталкивания. Те самые push-уведомления, которые не дают сотрудникам забыть о существовании данной программы.

2. Характер данной программы. Флирт, игра, легкость, никакого назидания, никакой скуки, что ты должен быть клиентоцентричным и тд

3. Реальные метрики, их изменения и получение бонуса за это.

4. Персональность и социальное подкрепление. То есть у каждого данная программа живет в телефоне, о ней говорят публично.

5. Реальный инструмент влияния. Ты можешь прийти к руководителю своего поставщика и изменить его работу, потому что ты меняешь не его работу в первую очередь, а свой клиентский опыт.

6. Тройная формула. Наш секретный ингредиент, который позволяет создать компанию, новое измерение социальных отношений под названием "обсуждение клиентоцентричности".

Спасибо, что дочитали до конца, задавайте вопросы в комментах.

А если хотите научиться создавать взаимодействия с клиентами, которые не только решают бизнес-задачи, но и влюбляют, приглашаю вас на курс "CX-симулятор". В телеграм-канале Человек и цифровая экономика вы найдете ссылку, где заполнив определенные поля вы попадете на бесплатный урок.

С удовольствием ваш,

Арсен Даллакян.

Текст подготовила Ксения Михайлусь
Контент-менеджер RBU
t.me/kshntr