После Приютино Дорога Жизни проходила через Всеволожск, районный центр Ленинградской области.
На правой (если ехать от Питера) стороне Дороги Жизни перед пересечением с Колтушским шоссе недавно создан музей «Дом Авиаторов». Музей расположен в старинном доме, где во время войны жили лётчики морской авиации, летавшие с близлежащих аэродромов Приютино и Углово. Рядом с музеем установлены стела в память о подвиге лётчиков, защищавших Ленинград и Дорогу Жизни, и макет самолёта Пе-2.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2, созданный в КБ В.М.Петлякова – основной бомбардировщик ВВС Красной Армии во время Великой Отечественной войны. В 1967 году на экраны вышел фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Старшее поколение моих читателей вероятно его помнит. Так вот, герои этого фильма летают именно на Пе-2.
Сразу за Колтушским шоссе у подножия Румболовской горы стоит символический памятник героям Дороги Жизни, изображающий листья дуба, лавра и жёлудь. Лист дуба символизирует силу, лист лавра – славу, а жёлудь – продолжение жизни.
Признаюсь, этот жёлудь всегда вызывал у меня недоумение. Он непропорционально маленький по сравнению с листьями и почему-то чёрного цвета. По-моему он похож скорее на бомбу, чем на жёлудь. Но, как говорится, «художник так видит».
Поднявшись на Румболовскую гору по Дороге Жизни, путешественник увидит слева церковь Спаса Нерукотворного Образа, а справа напротив церкви стоит километровый столб с цифрами "10" и Памятник Полуторке. Грузовик ГАЗ-АА (полуторка) был главным транспортным средством на Дороге Жизни.
За памятником расположен целый мемориальный комплекс. Когда-то тут было старое финское лютеранское кладбище, от которого почти ничего не осталось. Во время войны здесь возникло братское кладбище советских воинов.
Уже после войны рядом установили памятники узникам фашистских концлагерей, ликвидаторам чернобыльской аварии, воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, жертвам авиакатастрофы над Синаем в 2015 году.
А 8 мая 2021 года здесь открыли «Парк воинской славы» в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Парк посвящён лётчикам и защитникам ленинградского неба. В центре располагаются два обелиска из чёрного мрамора, а вокруг них макет самолёта Ил-4 и зенитные орудия. Также воссозданы фрагменты окопов и блиндаж.
Самолёт Ил-4 (ДБ-3), созданный в КБ С.В.Ильюшина использовался во время Великой Отечественной как дальний бомбардировщик и как торпедоносец в морской авиации. Самолёт более всего известен тем, что именно на этих машинах лётчики Балтийского флота уже в августе 1941 года бомбили Берлин. Самолёт также незримо присутствует в военных дневниках и романе Константина Симонова «Живые и Мёртвые». 30 июня 1941 года около Бобруйска писатель стал свидетелем воздушного боя наших бомбардировщиков с немецкими истребителями. Наши самолёты, действовавшие без истребительного прикрытия, отбомбились по немецким переправам через Березину, а затем были почти безнаказанно уничтожены «Мессершмиттами». Симонов видел гибель ТБ-3, но в налёте на переправы участвовали и понесли тяжёлые потери и Ил-4 (тогда они назывались ДБ-3). Можно вспомнить ещё фильм 1983 года «Торпедоносцы». Там наши лётчики летают на Ил-4.
Все публикации моего канала перечислены здесь.