Девичья фамилия леди Децис была "Бесси"... Элизабет Дрексел из главной линии Филадельфийской светской семьи. Она вышла замуж за Гарри Лера (своего второго мужа) по настоянию матери, светской дамы от рождения. ( Она принадлежала к богатому семейству. Стайвесант Фиш, и всегда говорила дочери, что срок ее девичьей свежести и молодости недолог и ей просто нужно выйти замуж. Миссис Фиш, по сути, управляла светским обществом в Ньюпорте (Это о ней, наверное, написано в "Последних прибежищах" – романе Кливленда Эмори).
Основной резиденцией семейства Дрексел был особняк 17-го века в Париже. На левом берегу, на улице Сен-Пер, была высокая стена. В доме служили лакеи в парадных ливреях и часто пришедших гостей доставляли от ворот к дому в портшезе – кресле - носилках. Весьма небольшое расстояние по парковой дорожке, но таков был «светский протокол», обычай этого семейства. Парк плавно переходил в прекрасный, ухоженный сад в несколько акров. Большую часть зимы Бесси с семьей проводила в Париже, а затем коротала лето в Ньюпорте. Элизабет всегда была известна обществу, где бы она ни находилась, своими развлечениями. Ее друзья вспоминали, что художник Болдини всегда находился поблизости и появлялся почти на всех мероприятиях в Ньюпорте. На каждый его день рождения Элизабет любезно посылала ему статуэтку знатного воина в сопровождении биографии (она была любитель истории, особенно в том, что касалось ее социального положения. Где то теперь эти статуэтки, книги, любезные подарки?
Леди Десис написала по меньшей мере две книги, обе-полуавтобиографические истории. Первым был "Король Лер и золотой век", а затем "Поворот мира"." В мемуарах - новеллах "Король Лер." Она совершенно потрясла высшее общество, подробно описав в своей книге брачную ночь и начало медового месяца.
История насмешливо описывает ее мужа Гарри как торговца шампанским, но, на самом деле, он не сделал ничего, кроме как одолжил свое имя предприятию, за которое компания шампанского давала ему пособие в размере 6000 долларов в год. Он перешел из богатства в лохмотья, но дерзко поклялся снова стать богатым. По существу, он считал людей глупыми и просто нуждался в развлечениях и лести. Образ действий, который он успешно применял всю свою жизнь.
У леди Элизабет был сын в первом браке-Джек Дальгрен который никогда не зарабатывал ни цента, но не был проблемой. номер один в число его проектов входило фотографирование всех важных домов на левом берегу, , таская за собою всюду фотоаппараты. Некоторое время он учился в Академии живописи Жулиана, в Париже.... Он рано умер, в его память леди Децис выстроила часовню неподалеку от дома.
Гарри и леди Децис застряли в Париже, когда разразилась Вторая мировая война. Гарри впал в уныние от урезанной социальной жизни, болтался в американском баре и стал довольно грустным персонажем светской хроники . В "Нью-Йоркере" была статья об этом последнем этапе его жизни. Во время оккупации его жена развлекала высокопоставленных немецких офицеров. Как видим, ей нравились все известные люди. Но в какой-то момент она бежала из Парижа с сыном и горничными (Гарри, должно быть, умер к тому времени) и прибыла в доме на 62-й Восточной улице в Нью-Йорке, где она довольно долго жила, разыгрывая из себя бедную беженку.
Она делала шокирующие и неловкие прогерманские заявления за обедами и на званных вечерах. Позже она вновь вышла замуж - за англичанина лорда Дециса. У них были свои виллы и особняки в Лондоне, Париже и Ньюпорте.
О, да, Элизабет Дрексель была истинной дочерью Люси Уортон и Джозефа Уильяма Дрекселя, который сам был сыном Фрэнсиса Мартина Дрекселя, основателя семьи Дрекселей в Соединенных Штатах.
Элизабет первым браком вышла замуж за Джона Дальгрена, сына адмирала Дальгрена, и вскоре овдовела.
Она всегда слыла блестящей светской красавицей, авантюрной рассказчицей и любительницей приключений..
В 1901 году она познакомилась с Генри Саймсом ("Гарри") и вышла за него замуж.) Лер, известный светский холостяк, служивший в то время чем – то вроде придворного шута для представителей светского бомонда...
. В ночь их свадьбы Лер признался ей, что не любит ее и женился на ней только из-за денег. Опасаясь позора, который мог бы навлечь развод на ее овдовевшую мать, Элизабет оставалась в браке без любви с Гарри Лером.
Ее две книги, “Король Лер " и "Позолоченный век и поворот мира", интересны своими многочисленными битами об обществе в Позолоченный век, включая такие разные темы, как яхты, мост, спальни, одежда и социальные аспекты, такие как "альпинизм".” В первой книге рассказывается множество историй ее юности и брака с Лером. Их жизнь была постоянным вихрем общественной деятельности, развлечений и еще раз - развлечений в высоком стиле - в Нью-Йорке, Саратоге, Ньюпорте и Европе.
Она пересказывает широко разрекламированные приключения самого Гарри Лера и его приятелей в авантюрах для многих розыгрышей, Страницы этих мемуаров полны историй о временах Вандербильтов, Бельмонтов, Фишей, Дрекселов и множества других семей высшего общества, включая таких новичков, как "Железный король", мистер Уильям Бейтмен Лидс и его жена Нэнси, которая стала одной из многочисленных подруг Элизабет.
За несколько лет до начала Первой мировой войны Леры купили дом в Париже, отель 1718 года, на улице Лилль, рядом с немецким посольством. Там они развлекали своих американских и европейских друзей и знакомых, от британских аристократов, таких, как близнецы Берк-Рош, отпрыски одного из многочисленных трансатлантических браков с британским титулом и состоянием американской наследницы, до членов российской императорской семьи, таких как Великий князь Александр и великий князь и принц Греции, Николай и великая княгиня Елена Владимировна. Леры были в Европе, когда разразилась Первая мировая война, и вернулись в Америку.
В 1915 году Леры вернулись в Париж, где Элизабет долго работала на Красный Крест. В первых главах ее второй книги "Поворот мира" подробно рассказывается об их жизни там во время войны , в том числе о том, как они укрылись в подвале, когда вокруг них падали немецкие бомбы. После войны они остались в Париже, где продолжали развлекаться. У Гарри Лера на нервной почве начался упадок сил и болезни, и, в конце концов, он умер в 1929 году.
В 1931 году Элизабет была представлена ко двору королю Георгу V и королеве Марии в Лондоне. Пять лет спустя она вышла замуж за своего второго мужа Джона Грэма Хоуп де ла Пер Бересфорда, пятого барона Дециса. /Его первой женой была Хелен Вивьен Гулд, дочь нью-йоркских друзей Элизабет - Джорджа Джея и Эдит Кингдон Гулд./ Децис и Хелен поженились в 1911 году, а она умерла в 1931 году. В 1937 году, как леди Децис, красавица Элизабет посетила коронацию короля Георга VI и королевы Елизаветы в Вестминстерском аббатстве, и именно тонким и прекрасным описанием коронационного зрелища она заканчивает свою вторую книгу « Поворот мира».
Ну, а о мы вернемся немного назад и расскажем об обстановке, в которой был все же написан « сияющий и пламенный» портрет: кисти маэстро Болдини.
Племянник леди Децис, Мэт Децис, отлично написавший эссе
« Жизнь леди Децис и человек, который ее нарисовал», рассказывает об истории полотна, висящего теперь в главной картинной галерее Ньюпорта, / ранее он был в наследии семьи племянницы Элизабет, Евы Дальгрен/и о самом Джованни Болдини, так
« Мы были в Париже, когда миссис Лидс шутя писала портрет Болдини. Я часто присутствовал на сеансах, которые всегда проходили в отеле "Ритц", так как, к его неудовольствию, она отказывалась писать картины в более богемной обстановке его студии. Это был портрет в полный рост, в натуральную величину, и Болдини частенько ненадежно усаживался на стопку телефонных книг, сложенных одна на другую на столе. Заставить его успешно балансировать на них было серьезным делом, потому что он боялся упасть., и для этого потребовались объединенные усилия двух горничных миссис Лидс, которых она всегда держала при себе на заседаниях, ее собственного пажа, который оставался дежурить за дверью, и одного из гостиничных егерей. Минут через пять ожидание Болдини обычно удовлетворяло его, и тогда он поворачивался к своей няне, которая всегда корчилась от смеха, когда он взбирался на свой насест, со злобным выражением лица. - А теперь, мадам, вы встанете, а я сяду поудобнее ... ”
Бесси была очень трудной натурщицей, потому что ее никогда нельзя было заставить оставаться в одной позе в течение пяти минут; но у Болдини было бесконечное терпение. Я помню, что, например, когда он рисовал миссис У. К. Вандербильт-младшую, то она приходила в другом платье, и так никогда и не могла решить, какое из них она хотела бы надеть для портрета. В конце концов, маэстро вспылил, ему надоело красить и перекрашивать платья всех цветов, и, когда она появилась в бледно-голубом атласе, он воскликнул: " Именно это платье ты носишь на моем портрете, нравится тебе это или нет. Я не стану писать другой. Вы думаете, что я дизайнер для модных газет?”
“Болдини был милым существом, несмотря на свои многочисленные эксцентричности, истинно богемным, по-детски жаждущим похвалы. Однажды он с грустью говорил мне об одной из своих английских натурщиц: "Она была так красива, но мне совсем не нравилось ее рисовать. Я никогда не знал, довольна она своей работой или нет. За все это время она ни разу не сказала: "Браво Болдини, вы великий художник!" -и мне удалось заверить его, что портрет, один из лучших, ей понравился, но она была типичной англосаксонкой., Она не понимала его пылкого латинского темперамента. Как бы ни был он великим художником, ему было почти невозможно работать без бесконечных комплиментов.”
“Он любил музыку, и когда писал мой портрет, ничто не доставляло ему такого удовольствия, как то, что Гарри Лер приходил в студию во время сеансов и играл на пианино ... Когда он писал, он был так поглощен своей работой, что почти не замечал окружающего; я часто видел, как он вытирал кисти о свой редкий ореол волос, пока на них не появлялись полосы всех цветов радуги. Я думаю, он гордился тем, что был богемцем и избегал общества. Он никогда не принимал приглашений на вечеринки. . .
Истинный художник, он в чем то был равен характеру своей модели. И они отлично дополняли друг друга. Когда это случается, полотна обретают долгую жизнь. Жизнь навсегда. Как в истории с картиной, о которой я пишу..
Источники мемуаров.
-- Децис, Элизабет, Леди. Поворот мира. 1937.
-- Лер, Элизабет Дрексель. Король Лер и Позолоченный век. С выдержками из неопубликованных Дневников Гарри Лера. Филадельфия: J. B. Lippincott Co., 1935.
___________________________________
@ Лана Астрикова. Авторский текст эссе, перевод воспоминаний Мэта Дециса.