Кооперативная Республика Гайана - или бывшая Британская Гвиана - единственное англоязычное государство в Южной Америке.
Это одна из самых бедных стран Карибского бассейна, страна с высоким уровнем эмиграции, залежами природных ископаемых и недостатком квалифицированной рабочей силы для их разработки. И пока специалисты предсказывают серьезный экономический рост страны после продажи уже обнаруженных запасов нефти, Гайана только при поддержке международных сил сохраняет в своем составе интересные Венесуэле и Суринаму территории.
Состав населения Гайаны также не совсем типичен, но объясним исторически. Нежелающих работать на плантациях индейцев колонизаторы вытесняли, замещая их африканскими рабами. Последние пользовались особенностями ландшафта сбегали в тропические леса, образовывая там общины. После отмены рабства с середины XIX века на плантации современной Гайаны стали массово завозить рабочих-контрактников из Португалии, Китая, но главным образом из Индии. Как результат, сегодня половину населения Гайаны составляют именно индийцы, треть имеет африканские корни, менее 10% - европейцы, и примерно столько же представителей коренных индейских племен араваки, варрау, карибов и акавои.
Но, несмотря на такое положение и общую ситуацию с культурой в стране, у нас есть возможность познакомиться с фольклором местных жителей. Наверняка, в индейских преданиях Вам встретится что-то знакомое.
Местные племена не рассказывали легенды, а пели о них песни. Поэтому изложенные в этой статье версии передают суть преданий, но далеки от формы, познакомиться с которой можно лишь в англоязычных переводах миссионеров.
Легенда о Большой воде
(миф о Великом потопе в традиции племен варрау)
Годы шли, и люди становились все злее, не благодарили Создателя за его дары, а только требовали новые, когда своими же бесчинствами доставляли себе боль. Тогда Канонату (Создатель) решил наказать людей и выбрал в качестве инструмента воду - источник их питания и жизни.
Вода повиновалась Создателю и накрыла собою все холмы и долины. Нетронутыми оказались лишь восемь мужчин и шесть женщин. Создатель пощадил их, поскольку увидел в их сердцах искры добра. Он указал им на священные деревья бахби, приказал держаться за них и довериться потоку. Злые духи вод не посмели коснуться людей на священных деревьях. Так человечество было спасено.
Когда вода убыла, Создатель указал тем людям землю, на которой нужно было начинать новую жизнь. На той земле было одно большое озеро, и Создатель в качестве испытания запретил людям входить в его воды. И люди его послушали. По сей день охраняют они святость тех вод, и ни один варрау никогда не нарушит запрет Создателя.
Легенда о непослушной обезьяне и еще одном потопе
Предания индейцев акавои лишены христианских мотивов. Но тем интереснее знакомиться с их вариантами легенд, которые мы привыкли считать библейскими.
Первый человек, посланный на землю Создателем, решил посадить деревья. Все звери и птицы принялись ему усердно помогать. Одна лишь обезьяна Иваррека продолжала шалить. Она не только не делала свою работу, но и постоянно мешала другим животным: то потянет за хвост кого-нибудь, то ущипнет. Человек устал от жалоб зверей и понял, что обезьяна не умеет работать в команде, что ей нужно дать самостоятельное задание. Поэтому он отправил Иварреку к источнику за свежей водой.
Когда первое дерево подросло и пришла пора его срубить, из пня потекла вода, превратившись в реку, а в ее водах заблестела рыба. "Что ж, еще больше работы для меня, - подумал человек, - но это дар". Ловить рыбу в реке оказалось намного проще, чем в море, поэтому человек решил разнести рыбу по всем рекам. Пень волшебного дерева, из которого продолжала течь вода, он накрыл большой корзиной, чтобы, пока его не будет, не случилось никакой беды.
Но беда пришла вместе с Иваррекой. Увидев большую корзину, обезьяна подумала, что под ней спрятаны самые большие фрукты, которыми ей очень захотелось полакомиться. Однако только она сняла корзину, как из-под нее вырвался поток воды небывалой силы, грозя разрушить все вокруг. Ища спасения, все звери бросили к человеку. И тот начал командовать, кому где спрятаться: птицы и опоссумы на деревья, большие звери в пещеры. Он показал животным, какие семена и орехи можно есть, так они продержались, пока вода не спала.
**Это часть целого цикла легенд о становлении мира карибов. Далее первой на обновленную землю спускается птица (но не по велению человека, как в Библии, а вопреки ему). Человек добывает огонь, но добывает его из пасти крокодила, после чего обозленный крокодил становится врагом всех живых существ. Так все животные, а за ними и люди постепенно обретают статус "хороших" и "плохих". Полный вариант в стихотворной форме на английском языке можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Как араваки подружились с белыми людьми и соседями
Большая часть легенд племен араваки касается сражений с другими племенами (преимущественно карибами). Но те предания, которые касаются белых людей, обычно говорят об индийской гордости араваков и дипломатичности.
Голландцы сказали нашим предкам: "Давайте установим мир и начнем торговать. У нас есть красивая одежда и украшения, которые понравятся вашим женщинам. Вы же можете защищать нас от опасностей лесов. Вашему каменному оружию все равно не победить наше железное".
Наши предки ответили: "У вас красивые товары. Но, если мы возьмем их, нам придется отдать взамен нашу свободу. Мы араваки, свободные охотники. Издайте закон, что ни один аравак не будет рабом, и тогда вы получите верных союзников бесплатно".
Так мы добились свободы и сохраняли ее, пока не пришли другие белые люди - моравы, а за ними англичане. Они рассказали нам о Спасителе. Не все красные люди поняли смысл сказанного, но те, кто понял, понес весть дальше. Вначале нашим старым врагам карибам, а затем западным соседям варрау. Как оказалось, мы можем жить вместе, в мире.
Вот такое новое знакомство. Надеюсь, Вам было интересно. Для любителей тематики еще больше историй по ссылке #легенды мира
До новых стран!