«Повелитель мух» Голдинга знают все, кто хоть сколько-то интересуется хорошей литературой. Но у него есть еще более поразительный роман, который сам он считал своим главным творением. Речь о книге «Наследники». Вещь роскошная, но с точки зрения исторической науки страшно безграмотная.
Фабула этого романа такова: группа неандертальцев переходит после долгой зимы на территории, где обычно проводит лето. Их семеро, это большая семья, в которой есть древние старики, люди среднего поколения, молодежь, дети, включая грудного младенца. Все имена приводить не буду, все эти Ха, Нил, Лику, Мал только запутают тех, кто книгу не читал. Главные герои – молодой парень Лок и молодая женщина Фа. Собственно, Голдинг их так описывает, что можно было бы назвать их «самцом» и «самкой». Выглядят неандертальцы по Голдингу так: «Это было странное существо невысокого роста с туловищем, наклоненным вперед. Голени и ляжки были искривлены… Спина горбилась и туго заросла рыжими завитками… Размашистые руки свисали ниже колен…». Эти существа столь же охотно передвигаются на четырех ногах, как и на двух. Они не носят с собой никаких орудий. Острыми камнями и палками они умеют пользоваться, но тут же отбрасывают и в сторону, так же как поступают и обезьяны. При этом неандертальцы Голдинга знают огонь и хранят тлеющие угли в глиняном сосуде. У них есть начатки религиозных представлений, они чтут женское начало в образе духа Оа, и маленькая девочка из их племени таскает с собой кусок деревяшки, по форме напоминающий женскую фигуру. Эту то ли куклу, то идола называют «малая Оа». Наконец, эти существа очень миролюбивы, добры и склонны к вегетарианству. Мясо они едят, есть сцена, когда Лок и Фа разрывают острыми камнями тушу дикой козы, но при этом их не покидает ощущение, что поступают они неправильно.
И вот эти неандертальцы сталкиваются с людьми современного типа. Эти ребята уже вполне развиты, у них «костяные лица», как думает наблюдающий за ними Лок (то есть, лица, не заросшие шерстью), они носят одежду, умеют строить дома и лодки, имеют развитый религиозный культ и много чего еще.
Из столкновения, понятное дело, не выходит ничего хорошего. Содержание рассказывать не стану, поскольку книга интересная, и я не хочу портить удовольствие тем, кто в первый раз возьмет ее в руки.
Но как же она устарела с точки зрения представлений о первобытном человечестве! В середине 50-х, когда «Наследники» были написаны, неандертальцев себе так и представляли – как существ, которые ближе к обезьяне, чем к человеку, при этом тупых и неразвитых.
Внешний облик неандертальца был реконструирован на основании останков старика из грота Ля-Шапельо-Сен (Франция). Этот индивид был обнаружен в 1908 году, скелет хорошо сохранился, и на его основе антрополог Буль создал бытовавшую до недавних пор реконструкцию облика неандертальца. Старик был разбит артритом, радикулитом и прочими возрастными болезнями, но Буль вообразил, что эти особенности фигуры не патология, а норма. В общем, выглядел неандерталец, по мысли тогдашних ученых, как-то так.
Сегодня мы знаем, какими искусными мастерами были неандертальцы, как умело изготавливали они каменные орудия, знаем, что они лихо охотились на крупную дичь, включая пещерных медведей, и даже научились делать клей и деготь – а это, на минуточку, весьма непростые технологические процессы. Тупые, передвигающиеся на четвереньках полуобезьяны ни на что подобное не способны. Голдинг, впрочем, сохранив «внешний рисунок» облика, сделал при этом своих неандертальцев «на лицо ужасными, добрыми внутри», наделив их добротой, гуманизмом и, как уже было сказано, сделав их почти вегетарианствами. Это неандертальцев-то, которых современные исследователи называют иногда «супер-хищниками».
С кроманьонцами в книге Голдинга тоже не все слава Богу. Например, там просматривается начало классового расслоения. Все племя выглядит голодным и изможденным, и лишь одна женщина по имени Вивани выглядит сытой. Ее Лок так и называет про себя -- «сытая женщина». Остальные служат Вивани и подчиняются ей. В такие древние времена, о которых идет речь в книге, подобной ситуации не могло быть в принципе. Племя голодало вместе и привилегий ни у кого не могло быть.
В книге имеется жестокая сцена каннибализма. Это действие воспринимается его участниками как нечто совершенно ужасное, неприемлемое, но, увы, необходимое. Чтоб с голоду не помереть, чего не сделаешь.
В этом вопросе с Голдингом не поспоришь, следы каннибальских пиршеств сохранились на стоянках людей обоих видов. Но вряд ли в эпоху палеолита люди уж так бурно реагировали на поедание себе подобных. Дело-то житейское…
Но вообще, романист, разумеется, и не ставил перед собой задачу детально и научно реконструировать сцену встречи неандертальцев и кроманьонцев. Он написал философскую притчу о грехопадении человека, о природе зла, и о том, есть ли у нас всех надежда когда-нибудь перестать быть дикарями.
Но любителям истории она интересна еще и тем, что дает возможность увидеть, как изменились взгляды науки на древнейшее прошлое человечества. Накапливались факты, появлялись материалы все новых и новых находок и раскопок, и вот, на смену «согбенной твари» Голдинга появляется вот такой типчик.
Не красавец ли?
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, здесь всегда много интересного!
Буду благодарна за все комментарии и замечания, особенно критические.