Найти в Дзене
Литературный Диалог

Элеанор Херман «Элегантная наука о ядах от средневековья до наших дней»

Оглавление

Не элегантная история о неосознанном самоповреждении монарших и не очень особ

Объем: 409 web-страниц

«Науку о ядах: от средневековья до наших дней. Как лекарственные препараты, косметика и еда служили методом изощренной расправы» выбрали в совместных чтениях и, увы, все содержание книги полноценно представлено в ее развернутом заглавии, если ознакомиться с аннотацией – можно считать, что произведение осилено. Возможно, дело в моих неправильных ожиданиях. Я была уверена, что речь пойдет об отравлениях, ну судя по названию, где фигурирует фраза «изощренные расправы». Но Автор просто стала перечислять «препараты, косметику и еду», которые содержали мышьяк и свинец (и прочие отравляющие компоненты), по незнанию добавляемые в предметы обихода и питание, выдавая эти общеизвестные факты в виде кулуарных сплетен об исторических личностях, где уделено исключительно много места моральному облику персоны, поданной под субъективным соусом Писательницы.

Вообще в этой книге безмерное число субъективных замечаний и домыслов на исторические темы, неподкреплённых никакими достоверными документальными свидетельствами. Часто этих свидетельств просто не может существовать в связи с интимностью и давностью происходящего, но Херман подлог, кажется, даже веселит. Я ниже приведу цитаты, особенно обещает нас позабавить русский царь Иван Грозный и просто невообразимо киношная подача его правления с элементами драмы и ПРЯМОЙ речью правителя (слуги стояли рядом с диктофоном).

Отторжение также вызвало открыто неуважительное отношение к правящей королеве Англии, которую Херман обвинила в том, что та якобы пытается скрыть, что незаконно занимает престол. Что это – глупость или провокация? Скорее просто Автор запамятовала, что английская королева, в отличие от прочих ПЕРСОНАЖЕЙ ее истории, все еще жива, и чесать про нее на потребу публике все, что придет в голову как-то не пристало.

Нон-фикшен, как колонка сплетен в программе передач

Исторический нон-фикшен – это, конечно, нечто. Все мы со школы помним, что «классическая» история – это часто неимоверно скучно, к тому же, если взять учебники разных стран (или годов издания), может оказаться, что версии событий не совпадают и даже противоречат друг другу. Все-таки национальная история – это наука побед, а не ошибок и прозябания. И чтобы как-то разбавить серость и неоднозначность происходящего, Херман пишет нечто вроде того, что сейчас печатают в программках телепередач, ну там всякие добрые советы, как засолить огурцы или вылечить насморк при помощи коры березы, и скандальные сплетни о жизни публичных персон.

«…мужчины для борьбы с облысением втирали в голову крысиный помет, смешанный с медом и луком», - делиться Автор рецептами красоты в средневековье. Полагаю, это снадобья никого не делало пышногривым, но и вряд ли реально убивало (хотя тут все зависит от силы трения). Зачем в книге про яды представлена столь сомнительная информация не ясно.

«Маргариту привлекали лихие надменные кавалеры и на протяжении долгой, полной нимфомании жизни, она спала практически со всеми, кто ей приглянулся», - эта часть отлично бы смотрелась в какой-нибудь желтой газетенке. Но Херман «держала свечку» не только у постели Маргариты.

«Вполне возможно, что Караваджо был не только живописцем, но и сутенером по совместительству», - шепотом делится своими соображениями Писательница. Причем вопрос был он там сутенером или не был – не имеет никакого отношения к обсуждаемой теме, да и вообще ни к чему этически адекватному, в рамках беседы о токсичности красок, отношения не имеет.

Как Иван Грозный убивал своего сына: стенограмма событий от свидетеля произошедшего

Когда читаешь про малоизвестных (мне) исторических персон, надменно ухмыляешься, но глотаешь. Но то, что Херман выдала про, наверное, самого знаменитого русского царя – просто апофеоз субъективизма и фальсификации. Во-первых, она пытается анализировать мотивы и чувства молодого Ивана пока не Грозного, будто этот мальчик живет в наше время (то есть имеет современное воспитание и представления о мире) и просто безобразничает в соседнем дворе.

«…возможно, он воображал, что животные – это те самые бояре, которые отравили его мать и разрушили ему жизнь», - жаль, что Автор не берется комментировать, что чувствовал уже взрослый царь, сажая людей на кол – было бы интересно послушать ее психологическую версию происходящего во время Опричнины.

«…царя очень любили в народе…», - через пару абзацев добавляет Херман. Конечно, рубаха-парень.

Но самое чудовищное даже преступное описание то ли нахально выдуманное под воздействием картины «Иван Грозный и сын его Иван» Репина, то ли списанное из некой мелодрамы еще впереди:

«Иван потрясено взглянул на кровь на посохе, затем бросился к телу сына и в отчаянии вскричал: «что за подлец я – убил собственного сына!»

-2

По-моему это просто готовый сценарий для театральной постановки. Действие озвучено. Реплики прописаны. Тарантино нервно курит в сторонке. Сколько экспрессии! Прямая речь царя – эксклюзивно для Херман! И все это в рамках типа исторической книги. Может, машина времени? Есть версия, что и убийства то не было, а тут прям вся картина преступления скрупулезно восстановлена. Как после такой мелодраматической подтасовки вообще можно воспринимать эту книгу всерьез?

Неуместный юмор на костях

Еще один занятный момент – книга написана в жанре юморески. Нет, трупов будет достаточно, как и заявлено, и все помрут страшной мученической смертью, но да – это комедия. Все это венчает неуместность лексики Автора и, на мой вкус, не смешные, а скорей кощунственные шутки о людях, которым не посчастливилось сначала помереть от яда, а потом попасть на препарирование в книгу Херман.

«Смерть Браге – ценный урок о том, как важно вовремя помочиться», - подытоживает Писательница рассказ о симптоматике простатита, от которого человек умер в страшных муках. Что ж, важный вывод – и не поспоришь.

«…этот же камин служил уборной, и прежде чем придаться любовной страсти, король помочился прямо на бедного Бонниве, укрывшегося за сосновыми ветками. Несчастный адмирал промок до нитки», - это из раздела туалетный юмор или как Автор везде успела «подержать свечку» (у нее, похоже, свой маленький свечной заводик). Из камина встать не мог – весь до ниточки промок! Фу.

Рассуждая о новых способах исследования останков и инновационных научных методах, которые в 21 веке могут пролить свет на истинные причины смерти известных персон, Автор, конечно, больше интересуется «скандалами и интригами», чем достижениями человечества в области криминалистики и токсикологии (поэтому непосредственно о ядах нам не расскажут почти ничего).

«…что если анализ ДНК покажет, что мертвый король не был сыном своему предполагаемому отцу. Значит ли это, что Елизавета занимает трон незаконно?», - пытается раздуть скандал Херман. Версия о том, что мало бы кто хотел, чтобы ученые из любопытства ковырялись в могиле их далекого предка, кажется Автору куда менее сенсационной.

Псевдоисторическая проза основанная ни на чем

Попытка сделать книгу из фактически отсутствующих и недостоверных данных привела к тому, что вышел почти приключенческий роман в исторических декорациях. Художественное описание личностей отравленных занимает львиную долю текста. Автор даже не пытается скрыть, что ее информация не точна, а возможно и вовсе не соответствует реальности.

«…пожалуй, не так уж важно на самом ли деле найденные останки принадлежат Караваджо», - заключает Автор после многостраничного опуса о вероятном сутенерстве художника. О чем мы тут вообще все это время говорили? Обсуждали жизнь одного, исследовали кости другого – где-то в уголке должны сидеть и плакать криминалисты всех стран.

Резюмируя, я не считаю, что это качественный нон-фикшен. Нельзя взять некие реальные события, переписать их в духе бульварного романа и издать в виде научной литературы. Баланс между историческими фактами про содержание ядов в предметах и еде и какими-то блин нарочито нимфоманскими байками о знаменитых людях с каждой страницей неуклонно склоняется в сторону последних.

Нет, ну если вам интересно узнать, что «Маргариту привлекали лихие надменные кавалеры…» - то велл кам. На мой взгляд, это неуместная подача для серьезного исследования, которым данная книга, безусловно, не является. Жанр развлекательного романа с участием исторических персон подошел бы «Науке о ядах» куда больше.

Приятного чтения!