Найти тему
DEVAR

Нужно ли ограничивать детей от гаджетов?

Оглавление

Смартфон - это не только бесполезный сёрфинг в интернете, в нём сегодня умещается целая база знаний о мире. В каком возрасте ребёнку можно начинать пользоваться гаджетами? А, может, вообще исключить их? Или дать неограниченный доступ, раз уж мы и сами без них ни шагу?

Вопросы неоднозначные и спорные даже в среде специалистов. Прежде всего потому что пока невозможно провести продолжительные качественные исследования и понять причинно-следственные связи о влиянии диджитализации на детей.

Дети и гаджеты: что говорят исследователи?

Детей цифровой эпохи уже называют digital natives (с англ. «цифровые аборигены»). Полностью ограждать их от девайсов – означает вырвать из естественной современной среды обитания. Первое, что они видят – смартфон в руках родителей, книжку-читалку или планшет, многие работают дома на компьютерах или смотрят с них видео. Странно ожидать от детей стремления к «аналоговой» жизни, с которой они не соприкасались.

- Думаю, никто не станет спорить, что digital natives появляются на свет традиционным путём и внешне не отличаются предыдущих поколений, - рассуждает Дарья Фурсова, исследователь из Московского государственного института культуры. - Зато сразу после рождения ребёнок погружается в мир технологий и гаджетов. То есть именно мы, взрослые, делаем из детей digital natives. Между прочим, по данным международной организации Common Sense, родители проводят в интернете в среднем в 1,5 раза больше времени, чем подростки, и в 2 раза больше, чем младшие школьники.

-2

Задача родителей – задать определённые правила, которые помогут найти гармонию. Многие педиатры сходятся во мнении, что детям в возрасте 1-2 лет можно давать гаджет буквально на несколько минут в день, в 3-4 года – до часа, в 5-10 лет – от одного до полутора часов в день соответственно.

Известный педиатр, доктор Комаровский, размышляя о здоровых отношениях ребёнка с техникой, сформулировал ряд принципов для родителей. Среди них:

- установите границы дозволенного,

- пересмотрите собственные отношения с техникой,

- делайте открытия вместе с ребёнком и будьте посредником в отношениях с цифровым миром,

- выбирайте образовательные игры и программы, которые помогали бы тренировать навыки внимания, общения, запоминания.

Новому поколению – новые принципы обучения

Мобильные устройства могут быть полезны, если ребёнок использует обучающие приложения, которые разработаны для его возраста, и осваивает их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение. Именно с такими мыслями мы в DEVAR начали создавать свои продукты.

Большая часть нашей команды – молодые родители, и именно наши дети становятся первыми потребителями всех изданных книг и разработанных курсов.

-3

Например, в книгах-раскрасках и сказках интерактивный контент в дополненной реальности рассчитан на аудиторию 0+. Крупные элементы, простые тексты, добрые сюжеты, развитие мелкой моторики и эмоционального интеллекта.

Книги серии «Моя первая энциклопедия», сторибуки, лабиринты и стихи ориентированы на возраст 3-5 лет. Здесь планеты и насекомые рассказывают о себе сами и даже поют песни, а игры в дополненной реальности развивают внимательность и память.

В книгах 6+ много полезного контента и тщательно отобранных фактов, современный язык и отличные иллюстрации. А дополненная реальность помогает делать из одной книги две – за счёт обучающих заданий и дополнительных знаний, представленных в игровой форме.

-4

- Мы за успешное совмещение реального и виртуального мира, книги и гаджета, - рассказывает основатель и CEO компании Анна Белова. - Конечно, мы против того, чтобы дети сидели в устройствах и не выходили на улицу. Но мы и не хотим, чтобы им совсем отказывали от мобильных устройств, потому что это якобы бесполезно и неинтересно.

Мы с вами находимся на пороге новой эпохи, которая называется phygital - объединение мира физических вещей и цифрового контента (а сам термин состоит из английских слов «physical» и «digital»). То есть обычные известные нам вещи, предметы, наделяются дополнительными свойствами и дают пользователям новый опыт - как, например, наши книги с дополненной реальностью. Так в своё время появление техники изменило условия труда, а появление интернета - мир. Происходит смена мышления. И наша задача – создать инструмент для детей, который позволит им легко получать знания, используя максимум возможностей.

-5

В своих книгах мы не ставим акцент только на дополненную реальность - нам очень важно содержание самой книги. Часто у нас происходит перелинковка, когда ребёнок читает текст, рассматривает картинки, а потом выполняет задания с «ожившим» в дополненной реальности персонажем – и наоборот. Это действительно удачное соединение книг и гаджетов. Мы создаём продукт, который говорит с современными детьми на понятном им языке.

«Оживающие» на экране смартфона или планшета герои не только увлекают детей, но и помогают усвоению информации. Несколько лет назад в Великобритании было проведено исследование, которое доказало, что дополненная реальность на 45% увеличивает уровень внимания при потреблении контента. У мозга задействуется больше когнитивных областей: аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие информации при этом сочетаются.

-6

Согласно другому исследованию, дети хорошо усваивают новую информацию, когда она встраивается в уже имеющиеся знания и когда о ней рассказывает знакомый им герой.

- Все книги DEVAR содержат интерактивный контент, который помогает эмоционально вовлечь детей, - объясняет Анна. - А в прошлом году мы запустили digital-курсы в приложении – несколько интересных персонажей-учителей взаимодействуют с детьми. Кто-то учит буквам, кто-то рассказывает про космос, кто-то про динозавров, кто-то про путешествия. Многие курсы идут в подарок к нашим уже вышедшим книгам. Их задача – закрывать потребность в индивидуальном развитии у каждого ребёнка. Потому что у каждого из нас свои способности, склонности и сильные стороны, и учить всех по шаблону становится не очень актуально.

А что скажут психологи?

Если вы надеетесь на однозначную позицию, то увы – среди психологов её тоже нет.

Членкор Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса говорит следующее: «Наши исследования показывают, что дошкольники, которые посвящают использованию гаджетов не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше. С одной стороны, содержание цифровых игр сегодня стало частью детского общения: малыши их обсуждают, «разыгрывают» в реальности по ролям. Поэтому запретить гаджеты совсем сегодня уже нельзя. Без этого не будет гармоничного развития ребёнка в группе сверстников. Однако чрезмерное «экранное время» негативно влияет на развитие ребёнка».

Семейный психолог и писатель Екатерина Мурашова считает, что интерпретировать научные данные преждевременно, потому что ни одно поколение ещё не прожило свою жизнь с гаджетами, а тема «дети и гаджеты» излишне раздута.

-7

А известный психолог Людмила Петрановская призывает к разумному потреблению контента детьми и отмечает важную роль родителей:

«Мне кажется, что гаджеты чересчур демонизируются — словно это некое чудище, которое прыгает из-за угла и порабощает невинные детские души. Но ведь ребёнок получает гаджет всегда от кого-то — для многих родителей это способ на время «обезвредить» малыша, занять его внимание, потому что им не ясно, что ещё с ним делать. Мы не можем ожидать от родителей — активных, работающих людей в самом расцвете сил, — что они будут с утра до вечера развлекать пятилетнего ребенка. Поэтому получается замкнутый круг: не имея возможности проводить время со сверстниками, ребёнок занимает это пространство гаджетами. И часто мы не знаем, что он будет в этом гаджете делать. Может быть, с его помощью он как раз научится общаться? А может быть, попадет в зависимость — такое тоже случается.

Гаджет — это лишь инструмент, как молоток, который сам по себе не хорош и не плох. Но с его помощью можно как собрать стол, так и совершить преступление».

-8

Родительская тревога понятна: наши дети будут жить и профессионально развиваться в мире, в котором технологии и интернет станут неотъемлемой частью повседневности, а гаджеты - необходимым инструментом. Но как интегрировать их в этот мир и не навредить? Вероятно, не изолировать их от гаджетов, а разобраться в возможностях, которые они дают, научить пользоваться ими так, чтобы это стало конкурентным преимуществом. И, конечно, быть рядом, делиться опытом, изучать неизведанное, любить и поддерживать.

Благодарим модельное агентство Kids Models Project за предоставленные фото