44K подписчиков

Юра, мы всё проспали: Или почему "Москва" не стала народным лодочным мотором

39K прочитали

Правительство СССР и лично Сталин, знали и видели, что советский спорт сильно отстает от мирового уровня. Вы спросите, при чем тут спорт и лодочные моторы? Начнём с конца войны...

Автор: Кирилл Кутейников

После войны всегда тяжело... Почему "Москва" стала народным мотором?
Человек с древних времен пытался обуздать водную стихию, и год от года у него это получалось лучше и лучше.

Самой главной целью всегда было удобство перемещение по водным просторам, с наименьшим временем. Так был придуман парус, модернизированы обводы корпуса, появилась паровая машина, потом появился винт вместо гребного колеса.

Потом появился ДВС...

Но все эти достижения были под властью команды судна. Один человек не мог со всем этим справится, пока не появились малые моторные суда и подвесной мотор.
Подвесной мотор тоже шел и идет до сих пор по пути развития и модернизации...

Сегодня мы поговорим и об одном скачке пути в нашей стране в 50-ые годы.

Прошло несколько лет после Великой Отечественной Войны, и наступили тихие времена. Народ жаждал отдохнуть на воде, но все довоенные наработки в отрасли лодочных моторов канули в лету. Война стерла всё. Не было больше мотора ЛМ-7 (17л.с. 500 кубов)

ЛМ 7 мотор самого Чкалова
ЛМ 7 мотор самого Чкалова

Не стало его тяговитого брата ИМА-14 (12-14 лс 500 кубов) исчез легкий А-8 (8 л.с. 350 кубов). Вообще ничего не осталось кроме 2к175 (3.2-4 лс. 175 кубов), выпускаемого супер малой серией.

Правительство СССР и лично Сталин, знали и видели, что советский спорт сильно отстает от мирового уровня. Вы резонно спросите: "При чем тут спорт и лодочные моторы?"

Все просто. 27 декабря 1948 года появилось постановление ЦК партии о развитии всех отраслей спорта, в том числе и водно-моторного. Требовалось создать ряд новых лодочных моторов, для спортивных соревнований.
А уж они, в свою очередь, попали и в народное потребление.

Что мы имели уже к 52-ому году? ПОРАЗИТЕЛЬНО, но за 3 года заводы дали ряд абсолютно новых моторов. При том, в большом количестве:
- ЛМ-1 3 лошадиные силы 175 кубов, почти точная копия мотор 2к175, но удешевленная и более технологичная.

Поэтому и потеряла 1 лс от Отца 2к175. Он выпускался на 3-х, а по некоторым данным даже на 4-х заводах. В год по 25-30 тысяч штук.

- Лм-20 "Чайка" (1.8 лс), копия английского British Anzani Pilot, выпускался в городе Щербаков ныне Рыбинск.
- ЛМ 250 "Волга" (10 л.с. 250 кубов) - полностью наша разработка изготовленная в цехах Рыбинского моторного завода, в серию не пошел.

ЛМ 250 "Волга"
ЛМ 250 "Волга"

- Серия моторов ЛММ - 6 и ЛМР-6, в различных модификациях (6 сил 250 кубов), выпускаемые так же в Рыбинске.

- ЦЛСИ - 5. Мало о нем что известно, даже делал запрос в ВИСТИ где он разрабатывался, молчек...

- ЗиФ-5 (5 л.с. 175 кубов) выгодно смотрелся на фоне своих братьев. Имел ручной стартер!

Да, это был прорыв! Столько всего разработать и пустить в производство за 3 года... Но когда наши специалисты смотрели на лодочные моторы империалистов, то понимали: "мы сильно отстаем".

Это понимали и в правительстве. И были выделены деньги на покупку лицензии производства лодочного мотора Scott Atwater 7.5, его гордо назвали "Москва".

Ох и как же трепетал советский народ, перед этим новым мотором...
Всё, абсолютно всё было удобно. Все плюсы были за ним:

-реверс "вперед-назад"
- ручной стартер
- водопомпа, которая дает мотору работать на холостых
- система откачки воды из лодки
- выносной бачек на 20 литров
- виброгашение от мотора к румпелю
- и самое главное - от 8 до 10 л.с.
Такие мощности нам были известны только до войны!

Лодочные моторы Scott Atwater 7,5 (слева) и Москва (справа)
Лодочные моторы Scott Atwater 7,5 (слева) и Москва (справа)

Те самые первые моторы "Москва" были абсолютной 100% копией Скоттов, и найти сейчас их очень сложно. Более того они отличались еще и великолепнейшей сборкой.

Всё вымерялось с точностью до 2-х микрон. А потом маркировалось на каждой детали, чтоб выдерживать сборочные зазоры.

Такой уровень сборки увы - просуществовал не долго... Как только вырос спрос, так сразу упало качество.

Когда передали производство в город Ржев, качество упало еще сильнее.
"Москву" пытались модернизировать, причем в нужном ключе. Так появилась
Москва - М, а потом и Москва 12,5 - великолепнейшие моторы.

Фото: Кирилл Кутейников (автор)
Фото: Кирилл Кутейников (автор)

Если собрать их так, как собирали первые "Москвички"... Но увы, с завода этого не делали. А потом упало и качество применяемых металлов. И спрос снизился до минимума.

А там уже появился мотор Ветерок. Пусть не такой мощный, но невероятно надежный, что и любил советский человек!
"Москва!
Крестьянин торжествуя
На лодке обновляет путь"...

Учитель, у которого 25 лодочных моторов. Беседа с интересным человеком
Лодочник14 января 2021

Видео от автора - о реставрации ПЛМ "Москва 12,5"