Почему собаки нападают на детей? Как собаки сообщают о том, что они устали от игр ребенка? Что делает собаку непредсказуемой? Как сохранить полноту репертуара предупредительных сигналов собаки? Как предупредить конфликты и интегрировать собаку в семью с ребенком. Советы зоопсихолога.
Это очень сложная тема. Причем сложной ее делает не поведение собак или детей как таковое, а эмоции и предрассудки родителей. Во многих источниках о контактах собак и детей подчеркивается, что детей нельзя оставлять наедине с собаками. Однако есть немало родителей, которые считают, что как раз их собака настолько терпелива, миролюбива и настолько любит ребенка, что позволяет ему делать с собой все что угодно: тянуть за уши и хвост, толкать, щипать, дразнить, мешать свободно передвигаться, произвольно волочить за ошейник и на поводке, не давать спать или будить во время сна, отбирать игрушки и пищу, сидеть на подстилке и т.д. При этом родители имеют ввиду не только добродушие собаки, но и тот факт, что статус человеческого ребенка значительно выше статуса собаки и, следовательно, ребенок может поступать с собакой так как ему хочется: Не ограничивать же свободу ребенка в угоду собаке! Однако нередко между ребенком и собакой происходит нечто, какой-то конфликт, в результате которого собака физически травмирует ребенка или как минимум приводит его в состояние шока. Узнав о конфликте, родители как правило наказывают собаку или в приступе паники избавляются от нее. Неприятный случай описывается как «внезапное» нападение собаки.
Как собака показывает, что ей не нравятся приставания ребенка?
Тут надо отвлечься от статусов и методов воспитания детей, от расхожих мнений и предрассудков и посмотреть на ситуацию глазами собаки. Точнее говоря, способы самовыражения собаки. Любая собака использует целый ряд сигналов, которыми она выражает свое отношение к окружающему миру. Считать, что собака настолько терпелива, что позволяет ребенку безнаказанно делать с ней все, что угодно — это безумная обывательская глупость! Для собаки приставания ребенка это стресс. Проявления и последствия этого стресса зависят от индивидуальных особенностей животного (например, его социализации), от его общего индивидуального состояния на данный момент (его возраста, состояния здоровья, стрессовой нагрузки предшествующих дней, врожденной чувствительности и т. д.) Так, например, более восприимчивые, раздраженные, нервные, пожилые и больные собаки сильнее реагируют на стресс, чем молодые, здоровые животные с устойчивой психикой.
Если собаке что-то не нравится в контакте с ребенком, она, возможно, некоторое время не показывает виду (терпит). В какой-то момент она может просто захотеть удалиться. Если ей этого не позволить, она начинает мягко и воистину учтиво просить ребенка оставить ее в покое, показывая легкие предупреждающие сигналы. К таким сигналам относятся сигналы примирения, например, собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться (такое замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком»). Если ребенок на эти сигналы не реагирует, собака может начать тихо рычать. Если же ребенок проигнорирует и этот сигнал, собака начинает рычать более громно, далее ее поведение становится все более агрессивным и переходит в нападение (которое, как я уже говорила, даже после стольких предупреждений почему-то считают «внезапным», а сама собака объявляется «ненадежной и агрессивной»).
Тут важно отметить одно обстоятельство: если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения (от слабых сигналов примирения, к более сильным, до рычания), и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить хозяевам свое недовольство, то есть действительно предупредить.
Если же хозяева обращаются с собакой грубо и не обращают внимание на ее настроения, пока она не становится по-настоящему агрессивной, то собака приучается реагировать на любое неприятное событие сразу резкими агрессивными выпадами (не использует сигналы примирения, а сразу нападает). Согласитесь, что при общении с ребенком такая собака может стать реальной опасностью.
Необходимо также отметить, что собака не всегда положительно воспринимает поведение ребенка. Собак приводит в сильный стресс визг, крики и плач детей, резкие движения, общий шум, создаваемый детьми и их игрушками. Их раздражает, если ребенок быстро пробегает мимо собаки. По природе своей собаки не любят хаотических прикосновений к их телу. Они не любят, когда их крепко обнимают, хватают за морду, поднимают на руки, гладят или хлопают по голове или просто опускают руку на голову сверху. Мало кто знает о том, что все эти действия собаки способны просто потерпеть, если их специально к этому приучить. Вежливые, уравновешанные собаки реагируют на эти действия сигналами примирения или стараются уклониться, а более чувствительные и нервные собаки сразу агрессивно набрасываются.
Как предупредить конфликты между собакой и ребенком?
Родители должны следить за тем, чтобы ребенок и собака не пользовались одними и теми же «ресурсами»: игрушками, мисками, лежанками и т.д. То есть, чтобы ребенок не отбирал у собаки ее вещи и пищу, но и собака знала, что вещи ребенка нельзя трогать.