Найти в Дзене
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Приём работы с капризами

Оглавление

Расскажу об одной из тактик общения с капризами. Как детскими так и великовозрастными. Если вы устали тратить силы и время на преодоление позиции «а я хочу» – читайте дальше.

Каприз – это яркий эмоциональный выплеск по символическому поводу. Он рождается из желания сиюминутного сопротивления. Цель его вовсе не получить требуемое, а подтвердить право распоряжаться другими людьми. Как его отличить от желания, написано здесь.

Распространённые тактики

Человек «я хочу!» пребывает исключительно в самом себе. Совесть, ответственность, здравый смысл остались за пределами зрения и слуха. Потому, сталкиваясь с капризами, люди обычно придерживаются одну из следующих тактик для разрешения ситуации.

  1. Можно пустить всё на самотёк и потакать всем сиюминутным прихотям. Лишь бы слёзы унять (недовольство сгладить).
  2. Можно встать скалой на пути капризов и отвечать «нет» или «не положено» на все «хочу – не хочу».
  3. Можно пойти в эмоциональную контратаку, обвиняя в неэтичном, антисоциальном поведении с угрозой наказания.

Хочу заметить, что каждая из этих тактик требует много сил. И каждая –определённого склада характера.

Приём «да-да-да»

Этот приём я показывал служащим, работающим на людском потоке. Если собеседник ищет повод лишь для эмоционального конфликта, тактика «присоединения» может помочь сэкономить собственные силы и сгладить впечатление окружающих. Ею пользуются гибкие, творческие личности.

Смысл её – в понимании происходящего. Если это именно каприз, то при всей эмоциональной яркости повод к нему сиюминутен. Важен эмоциональный выплеск. А за ним стоят потребность во внимании, почитании, манипулировании окружающими.

Можно пойти по активному пути. Не сдавая позиций, эмоционально поддерживаем собеседника, но уводим от неконструктивной цели. Полезно буквально переместиться бок о бок, «отзеркалить» капризного человека. Задача – помочь выпустить пар в безопасную сторону, переключить внимание, увлечь иной нейтральной или приятной темой.

«Хочешь мороженое? Конечно, мы его купим! А по дороге я хочу тебе показать очень интересные …»
«Вы уже две минуты ждёте?! Представляю, как вам тяжело! Вы ведь ещё и добрались сюда по жаре! А дорога какая была! Растрясло, наверное? (далее разговор о дорогах)»

Собеседник получает желаемое внимание, а сиюминутное «хочу» забывается.

Можно пойти и по пассивному пути. Если за вами компетентность и ответственность, просто поддакиваем. А после делаем так, как должно быть по нормам и правилам. Собеседник ожидает сопротивления, а его нет. Ощутив видимое послушание, капризный человек обычно забывает о самом предмете разговора или точно не помнит своих требований.

«Я сам это потребовал? Да? И хорошо получилось! Вот я молодец!»

Замечу, этот путь связан с риском. Если откроется непослушание – возможно отмщение. Впрочем, выбирать вам!