Обещала проблемные, полемические темы? Будут! И сразу - ни много ни мало - о границах доброты и "настоящего человеческого".
Господа преподающие, вам случалось перерабатывать "забесплатно"? Уверена на триста процентов, что всяк ответит: мол, как же без этого?
"Только так! Регулярно. Ежедневно. Безальтернативно."
Вот и я не исключение. По сути, с заинтересованным учеником возишься, пока не поймёт, не вникнет, через себя не пропустит - и не выдаст обнадёживающий результат. Это не всегда удобно, а местами откровенно вредит личному планированию - но это ТАК... Понимаешь неизбежность - и делаешь, порой себя перебарывая. А ночью, как результат, спишь со спокойной совестью.
Бывают, и нередко - случаи душевной потребности. Чувствуешь, что студент достоин большего - посвящаешь ему время, "перерастая" все формальные расчасовки. И целой группе посвящаешь, видя во вложениях смысл, видя ответное стремление и горящие глаза... Таков, закономерно, путь к результатам. ТАК - везде, а уж в музыке и подавно так. Успевается!
Лишь подрастающие кровные дети способны "урезонить" неистового родителя-педагога: как ни крути, а наследники - в центре системы, им - последние силы. Спасибо детям... Идейным трудягам учебных классов - моё почтение.
Засим сворачиваю гимны переработкам, дополнив их, разве что, одной мыслью: здоровой педагогикой правит добрая воля учителя. Изнутри исходящее - естественно и плодотворно.
Это старо как мир, но нынче особенно актуально.
Сегодня у меня в классе Ксюша с мамой. А может быть, она и не Ксюша вовсе? Если всколыхнуть с начала весны, была и Марина. И Олежка захаживал. Юрик запомнился, не говоря уже о близнецах Ване и Васе. Все - активисты, все - с мамами, и это впечатляет.
Так что... пусть будет всё-таки Ксюша - почти нарицательный абитуриентский образ, плюс редкой вовлечённости мама. Куда поступаем? Не принципиально. Кто в училище, кто в консерваторию, кто к гнесинцам - по личным мотивам. Главное - поступить, во что бы то ни стало. Я как неоднократный родитель, которому тоже ПРЕДСТОИТ, лет через пять, - ооочень их понимаю.
- Нам Вас посоветовали, - выпаливает с порога мама, сверкая взглядом по классу. - Ксюшка реально к Вам хочет, - да, Ксюш? Вы ведь Леночку готовили в восьмом году, помните? Она супер, да! Моя крестница. А потом Антошка был, в четырнадцатом, мы только намедни припоминали - тот вообще молоток! И у Вас так раскрылся, не передать. Запел, хотя раньше только говорком... И диктанты писать начал. Тоже из нашего прихода мальчик. Возьмёте Ксюшку? Мы к вам в училище документы подали. На разные отделения - везде попробуем. Только вот - знаете ли? - сразу скажу: МЫ БЕДНЫЕ... Муж бюджетник, я без работы, детей трое. Оплачивать сможем чисто символически...........
Честно сказать, "бедных бюджетников" всех мастей - но в то же время, и охотников до частных уроков - я перевидала десятки. Они узнаваемы. Удивительны их методы воздействия на преподавательскую психику.
"Хотим! Именно к Вам! Более ни к кому... К Вам - и точка. Вдохновляете, заряжаете, мотивируете, как никто другой!"
Полжизни педстажа - но, признаюсь честно, до сих пор (изредка...) попадаюсь на такую вот удочку.
Правильнее, конечно, сразу отказать, если вас до сих пор ничто не связывало с семьёй "соискателей".
А вы как думаете?
Не устаю повторять, что в целом тему репетиторства считаю архисложной: основная проблема - психологическая, причём для обеих сторон. И заявить цену, и "стрясти" деньги с "наивно-забывчивой" семейки ученика... и произвести оплату благодарно, не уронив достоинства, - всё сложно.
Непросто, но вполне реально сохранить человеческий облик, ввязываясь в подобные финансовые отношения. По сути, "бедности" в контексте частной педагогики просто не место.
Хочешь, чтобы твой ребёнок занимался с репетитором? И вправду хочешь? Ты ничего не путаешь? А знаешь ли ты, что качественный, квалифицированный труд педагога (в частности, музыканта-теоретика, как в моём случае) стоит, по-хорошему, больших денег? Или ты думаешь, что осчастливил свеженайденного репетитора своим явлением на горизонте? Так ведь?
Утверждаю ответственно, что возможность обращения за частными уроками предполагает определённый уровень достатка семьи. И об этом не стоит забывать, ни в коем случае.
Родители потенциального ученика знают, как тяжело зарабатываются те самые деньги? Они умеют трудиться, умеют ценить время, ресурс и моральные усилия? Очень хорошо.
Они, соответственно, вполне щедры и готовы делиться? Прекрасно.
Они уважают дело, которым настроены нагрузить ребёнка? Они - видят цель? Дай Бог, чтобы всё сложилось к обоюдной радости ученика и учителя.
Легковесное принятие репетиторства - бич современных околооучебных кругов. Каждый из нас, с той или иной стороны причастный, вполне в состоянии повлиять на социальный прогресс в этой теме - доступными методами.
И всего-то требуется - хотя бы периодически включать голову, посмотрев на этот неспокойный мир чуть шире семьи.