Уоррен Баффет считается лучшим инвестором в мире. В течение своей карьеры он добился выдающихся результатов для инвесторов (и для себя), покупающих недооцененные акции. Он также добился наилучшего инвестиционного успеха за все время; Баффетт потерял деньги только в нескольких отдельных случаях, и потери никогда не превышали более 1% капитала.
Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала!
Тем не менее, Баффетт совершил несколько ошибок за свою карьеру, и самая большая, по его мнению, обошлась ему примерно в 200 миллиардов долларов.
Самой большой ошибкой Баффета, в которой он признался, была покупка Berkshire Hathaway. В своем ежегодном письме 1989 года Баффет сказал:
"Моей первой ошибкой, конечно, была покупка контроля над Berkshire. Хотя я знал, что его бизнес - текстильное производство - бесперспективен, меня соблазнили купить, потому что цена выглядела дешевой. Покупки акций такого рода оказались достаточно выгодными в мои первые годы, хотя к моменту появления Berkshire в 1965 году я начал осознавать, что эта стратегия не была идеальной.
Если вы покупаете акции по достаточно низкой цене, то, как правило, в судьбе бизнеса возникает некоторая заминка, которая дает вам шанс выгрузиться с приличной прибылью, даже если долгосрочные результаты бизнеса могут быть ужасными."
Позже он признал, что эта ошибка в конечном итоге стоила около 200 миллиардов долларов упущенной выгоды.
Но почему Баффет, известный своим строгим и целенаправленным подходом к бизнес-анализу, допустил эту ошибку?
Ответ прост - месть. Баффет позволил эмоциям взять верх.
Первоначально он приобрел акции Berkshire в качестве перспективы стоимости, когда управлял своими партнерствами в начале 1960-х. Тезис был прост: акции торговались ниже балансовой стоимости, а фирма (которая в то время была крупным текстильным бизнесом) теряла деньги.
Однако руководство перестраивало бизнес, продавая текстильные фабрики и используя наличные деньги от продаж для выкупа акций.
Баффет увидел в этой уникальной ситуации простой способ получить безрисковую прибыль, поскольку Berkshire сняла выручку со своего баланса и вернула деньги инвесторам. Как описал Баффет в интервью CNBC в 2010 году:
"А вот эти дешевые акции, дешевые по стандартам оборотного капитала или около того. Но это были акции текстильной компании, которая уже много лет шла под откос.
Так что изначально это была огромная компания, но они продолжали закрывать одну фабрику за другой. И каждый раз, когда закрывали фабрику, они брали выручку и выкупали свои акции. Я решил, что они закроются, у них осталось всего несколько фабрик. Я купил акции. И предложил их им, получив небольшую прибыль."
Поскольку Баффетт стал крупным акционером, руководство заинтересовалось и проконсультировалось с ним о будущих решениях по тендерному предложению:
- А в 1964 году у нас было довольно много акций. Я вернулся и навестил управляющего, мистера Стэнтона. Он посмотрел на меня и сказал: "Мистер Баффет. Мы только что продали несколько фабрик. У нас есть лишние деньги. У нас будет тендерное предложение. И по какой цене вы предложите свои акции? Я сказал: "11.50", а он сказал: "Ты обещаешь мне, что по 11.50?" И я сказал: "Мистер Стэнтон, даю вам слово, что если вы сделаете это в ближайшем будущем, то я продам свои акции ... по 11.50".”
Мистер Стэнтон проигнорировал это обещание:
- Я вернулся в Омаху. А через несколько недель я вскрыл почту...11 и три восьмых. Он высек меня на восьмую. И если бы это письмо пришло с 11 с половиной, я бы предложил свои акции. Но это меня взбесило. Поэтому я пошел и начал скупать акции, купил контроль над компанией и уволил мистера Стэнтона.”
Таким образом, Баффетт стал владельцем Berkshire Hathaway, разоряющегося текстильного бизнеса, который потреблял огромное количество капитала, но приносил очень небольшую прибыль. Как сказал Баффет в письме акционерам в 1985 году:
“Таким образом, мы столкнулись с жалким выбором: огромные капиталовложения помогли бы сохранить наш текстильной бизнес, но оставили бы нас с ужасной отдачей от постоянно растущих объемов капитала.
Я всегда считал себя в положении, описанном Вуди Алленом в одном из его фильмов: "Больше, чем когда-либо в истории, человечество стоит на перепутье. Один путь ведет к отчаянию и полной безнадежности, другой - к полному вымиранию. Будем молиться, чтобы у нас хватило мудрости сделать правильный выбор.”
Berkshire была не единственной компанией, работавшей в отрасли, другая фирма, Burlington конкурировала с деятельностью Баффета в то время, и ее разорение дает нам фантастическое представление о том, насколько непродуктивным был текстильный бизнес в то время.
Если бы Уоррен Баффет продолжал заниматься традиционным бизнесом Berkshire Hathaway по производству текстиля, то маловероятно, что компания была бы такой, какая она есть сегодня.
Это его ошибка на 200 миллиардов долларов. Несмотря на то, что это обошлось ему в миллиарды упущенных выгод, в конечном счете, Баффет получил ценный урок о финансовых издержках эмоционального отношения к инвестициям.