Сегодня продолжу рассказ о выставке работ Зинаиды Серебряковой. В некоторых рисунках начала советского периода появляется экспрессия в позах, затаенная грусть героев, предчувствие трагической судьбы Родины в целом и частной судьбы. И может быть, предчувствие собственного бессилья Зинаиды Серебряковой вернуться в Россию? При этом экспрессии в позах на одних рисунках противостоит иное эмоциональное состояние – покой, внутренняя расслабленность. Удивительно, как работы одного периода транслируют противоположный эмоциональный посыл! (Начало рассказа о выставке работ Зинаиды Серебряковой. Ч. 1 Дореволюционный период.)
Серебрякова создала цикл, именуемый искусствоведами «Балетной сюитой», часть ее была показана на выставке. На портрете ниже запечатлена талантливая балерина своего времени – звезда Мариинского театра Л.А. Иванова, которой в этом мире было отмеряно прожить лишь 21 год. Трагический случай на воде прервал ее жизнь.
А это – солистка Мариинского театра М.С. Добролюбова, известная модель 1920-х гг. На описании к картине указано, что ее изображали даже В.А. Серов и И.Е. Репин!
Рисунок «Диана и Актеон», выполненный в 1916–1917 гг., покажу здесь, поскольку в прошлой статье упустила его из виду. Что за история изображена на нем? Актеон застает купающуюся обнаженную Диану и ее свиту. Зинаида Серебрякова мастерски показала испуг и последующую реакцию девушек на внезапное появление мужчины. Если Актеон дан схематично, его поза не несет особой эмоциональной нагрузки, то иначе изображены девушки. Их позы экспрессивны, точно передана динамика женских тел.
Произвели впечатление портреты С. Эрнста и Л.Э. Браз, выполненные в одном стиле. Написаны в 1921 г. Серебряковой уже 37 лет. Ее мастерство портретистки налицо. Линии точны, рука тверда. Кажется, она не рисует – высекает сангиной. Согласны? Что же за люди изображены на этих портретах? Сергей Ростиславович Эрнст – известный художественный критик и историк искусства, эмигрант, как и сама Серебрякова. За долгую жизнь (а прожил он 86 лет) С.Р. Эрнст написал несколько книг о художниках своего времени, среди которых Сомов, Рерих, Серов. Кстати, именно С. Эрнст является первым художественным критиком, обратившим внимание на работы Зинаиды Серебряковой!
Судьба Лолы Эдуардовны Браз была похожа на судьбы многих эмигранток. В 1924 г. она с детьми уезжает из СССР в Германию, через 4 года переезжает в Париж, где и встречается с Серебряковой.
На этой выставке было представлено только 2 натюрморта, созданных художницей. Один из них датирован 1923 г. и изображает селедку и лимон, а другой – корзинку с дынями и кабачками (1938 г.). В начале 1920-х гг. Серебрякова входила в сообщество художников, от которого ей полагался официальный паек. Вот эта селедка и есть тот самый паек, который помог семье Серебряковой продержаться в те сложные годы.
Удивительная судьба этюда, попавшего во Владивосток. На нем изображены дочери художницы – Тата и Катя (1917 г.). Серебрякова подарила его своей горничной, затем по наследству он перешел к Александру Сергеевичу Клещёву, доктору биологических наук, сотруднику Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, ныне уже ушедшему из жизни. А.С. Клещёв с М.Ю. Черняховская передали этот этюд в дар нашей Приморской государственной картинной галерее.
Продолжение следует.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!