Многие люди любят читать книги (печатные артефакты или электронные), но мало кто задумывается почему мы это делаем, почему выбираем именно эти книги. Потребность в чтении – это привычка из детства, сформированная в школьные годы и развиваемая/ или не развиваемая во взрослом возрасте.
Если спросить у человека зачем он читает (речь идет о художественной литературе), последуют ответы «мне нравится», «чтобы больше узнать», «это мое хобби». И в этом кроется противоречие, т.к. художественная литература – это вымысел, fiction, ей нельзя верить буквально, нельзя переносить образы, сюжеты на свою жизнь.
У Гюстава Флобера есть героиня - Эмма Бовари – пример того, что читать неправильно вредно. Героиня Флобера – молодая привлекательная женщина, получившая хорошее образование. Эмма очень любила читать «романтическую» , любовную экзотическую литературу, в список ее книг входили такие известные авторы как В. Скот, В. Гюго, Ламартин. Но она была «плохая читательница», она читала эмоционально, воображая себя той или иной героиней, позже она искусственно переносила образы и сюжеты любовных романов на свою жизнь. Таким образом Эмма уходила от провинциальной действительности.
На одной из страниц романа появляется сравнение бликов света, падающих сквозь листья с маленькими птичками колибри. Откуда в лесах Западной Европы середины 19 века колибри? Блестящий стилист, работавший над текстом по 12 часов в день никак не мог допустить ошибку. Колибри возникают в голове Эммы, начитавшейся беллетристики, это через призму ее взгляда на свет в лесу возникают колибри. Дело не в птичках, проблема в том, что не принимая провинциальную пошлость, окружавшую ее, Эмма создает себе новый мир, тайную жизнь, заводя любовников, покупая в долг у лавочника платья и подарки. Судьба молодой женщины заканчивается трагически: она принимает мышьяк и умирает в страшных мучениях. Ее муж, узнав все подробности, умирает от отчаяния, маленькая дочь Берта остается сиротой.
За этот роман Гюстава Флобера судили, обвиняли в безнравственности, Ватикан внес этот роман в «Индекс запрещенных книг». А сам Флобер пишет «Мадам Бовари – это я», с какой любовью он описывает Эмму в начале романа, все детали ее облика, ее синее платье; с каким подробным сочувствием он «убивает» ее, показывает ее агонию. Лейтмотивом через весь роман проходит синий цвет: синее платье, синяя вуаль при встрече с Родольфом, синяя банка с мышьяком. И само произведение написано филигранно, гармонично, как музыка.
Полное название романа «Мадам Бовари. Провинциальные нравы». Флобер борется с нравами, с пошлостью, мещанством, в том числе и в самом себе.
Не будем прибегать к биографическому методу: роман основан на реальных событиях, литературоведы считают, что в образе Эммы Бовари Г. Флобер воплотил черты своей любовницы Луизы Кале.
Мы размышляем о чтении, чтении художественной литературы, fiction, литературы вымысла. Итак, зачем же мы читаем? Где мы находимся, когда читаем? Если читаем хорошо, погружаясь в произведение, то находимся в художественной реальности более, чем в жизненной. И читаем мы для того, чтобы окунуться, нырнуть в другую реальность. С какой целью? Получить информацию, но эта информация закодирована художественно (что-то наподобие, а что хотел сказать этим автор). Мы эмоционально вовлекаемся в происходящее с героями, некоторые, как Эмма Бовари, ассоциируют себя с героями. Это уникальный эмоциональный опыт, который нас учит чувствовать, сопереживать. Это такая психотерапия, позволяюшая отвлечься от внешних проблем и пережить иной эмоциональный опыт.
Следующая функция чтения – это возможность сравнить, оценить мировоззрение героя и свое собственное, сформировать или откорректировать собственный взгляд на мир.
Весь спектр эмоций, чувств и мыслей, которые мы испытываем при чтении (даже если мы читаем драматическую историю) рождает в нас особое состояние, которое принято называть Эстетическим наслаждением.
Однозначно нельзя ответить на вопрос зачем читать…
Чтение как наркотик, таблетка от жестокой жизненной реальности.
Помни Эмму Бовари, которая за 8 лет брака успела сделать массу ошибок и умереть, только потому, что не умела правильно читать.