Найти тему
Татары Мира

«Наши башкирские партнёры перешли к мародёрству и присвоению праздника Сабантуй»

В соседней республике разработали методичку, по которой сабантуи там должны проходить с превалированием башкирской культуры, символов и атрибутов родоплеменной структуры.

Документ, в котором расписано, как организовывать и проводить праздник плуга, разработали в Башкортостане. Он географически охватывает, в том числе, и те районы северо-запада республики, которые традиционно принято называть татарскими. Методичка опубликована на сайте Всемирного курултая башкир (ВКБ). Член исполнительного комитета ВКБ и доктор исторических наук Юлдаш Юсупов так комментирует опубликованные правила.

- Обычно Сабантуй связывают с земледельческой культурой. Но если внимательнее изучать историю праздника, то мы видим, что Сабантуй изначально появился у военных и кочевых народов. А потом уже его начали связывать с земледелием, - утверждает он.

Председатель ВКБ Эльвира Аиткулова отмечает, что Сабантуй - это праздник, который «должен сохранить свою аутентичность, уникальность, вернуть былую славу самого народного праздника башкир». Кроме того, в документе подчеркивается, что Сабантуй не имеет никаких национальных окрасов: «В настоящее время праздник стал общенародным, отмечаемым независимо от национальной принадлежности».

Но, несмотря на такой пассаж, на протяжении всего документа праздник «Сабантуй» называется как «башкирски» и на башкирский лад - «Һабантуй». Никакой попытки обозначить его как хотя бы общий праздник для татар и башкир в методичке не предпринимается.

-2

Также в документе называются негативные тенденции, которые охватили практику организации и проведения праздника в Башкортостане: продажа алкогольных напитков, шашлыков, участники и гости себя ведут как «пассивные зрители».

Однако именно башкирская национальная айдентика, символы, атрибуты и культура, согласно методичке, должны стать ядром праздников.

Например, центральная площадка Сабантуя должна включать «юрту, оформленную с родовой тематикой (штандарт, герб рода, флаг и тамги)». Зона «Творческая студия» - проведение конкурсов народного фольклора среди детей и взрослых (состязания сэсэнов, исполнителей кубаиров).

Башкирская эстафета «Бәйге». Здесь наименование команд рекомендуют дать в соответствии с основными родами, проживающими на территории районов.

В зоне «Мастер-класс» («Оҫтабикәләр») необходимо организовать мастер-класс по приготовлению блюд башкирской кухни.

Надзирать за идеологией проведения сабантуев по-башкирски должен созданный Консультационный центр на базе «Всемирного курултая башкир».

Также примечательно в методичке, что в ней есть приложение. Где все 54 района Башкортостана поделены между названиями родов и племён. В том числе татарские районы северо-запада Башкирии. Отличительные родовые символы участники должны носить на своей одежде.

Методичка подписана вице-премьером республики Ильшатом Фазрахмановым, руководителем администрации главы региона Александром Сидякиным и председателем Всемирного курултая башкир Эльвирой Аиткуловой. То есть по факту на местах, в районах, на территориях эта методичка будет иметь силу закона и будет исполнена.

-3

Общественный деятель из Башкортостана Нурмухаммет Хусаинов отмечает, что Сабантуй - исключительно татарский праздник. В подтверждение этому есть исторические документы.

- Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Волжскую Булгарию в качестве посла из Багдада. В Алькеевском районе Татарстана была обнаружена эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» - «День Сабантуя», - говорит Хусаинов.

Далее собеседник цитирует дневник путешествий Петра Симона Палласа (1741-1811 гг.) - немецкого ученого и путешественника, который в XVIII веке был на службе России.

- «Деревня Пихтова при реке Икашуре, Мордве и при р. Чаше и Терсы принадлежат генерал-майору Таваеневу, который сам магометанского закона, как и все его крестьяне, необыкновенный хозяин. Устройство экономическое, обиход относительно сохранения хлеба, саженья снопов, бережливости в дровах, а также разделения пашен, скотоводства и домашнего порядка, даже у крестьян, в их деревнях чистота, приятный вид пашен, украшенных изредка поросшими молодыми сосновыми рощами, и в них множество соловьев увеселяли много эту холодную страну. Сам помещик был в отлучке в других деревнях при реке Белой, где обыкновенно празднует он татарский пашенный праздник сабан», – писал Пётр Симон Паллас.

Этнолог из Башкортостана, родившийся в селе Чекмагуш, Ильдар Габдрафиков считает, что Сабантуй - это общий праздник как для татар, так и для башкир республики.

- Сегодня для татар и башкир Сабантуй - это своеобразная, приспособленная к современным реалиям форма проявления их групповой идентичности, поддержки своих корней, соседских и родственных отношений. Но по своему генетическому происхождению Сабантуй - это праздник начала весенних сельхозработ, а не их завершения. То есть он проводился где-то в конце апреля (по современному стилю) и совсем по-другому, чем в последние 100 лет. Раньше татары и башкиры в начале лета (после окончания весенне-полевых работ и до начала сенокоса) проводили так называемые Джиены. Вот джиены, по сути, как раз напоминали современные сабантуи. За несколько дней до праздника назначенные из старейшин собирали яйца, платки, петуха, кожаные сапоги, барана и прочее - все это затем дарили победителям в скачках, борцам курэш и т.д. Сами джиены проводились на майдане. Но уже в XX веке эти два праздника объединись воедино - название осталось за первым, а суть за вторым, - говорит Габдрафиков.

-4

По его словам, детализация предписаний в методичке (что и как должно быть размещено») «не лезет ни в какие ворота».

- Непонятно, на основе какого распоряжения составлен этот документ. Кто заказчик? Кто проводил экспертизу? В документе нет даты подготовки методички. Он не соответствует духу праздника. В последние десятилетия Сабантуй превратился в  поистине надэтнический праздник, который объединяет людей всех национальностей, - убежден эксперт.

Собеседник уверен, что простые жители далеки от всех тех предписаний, что есть в методичке.

- Люди посещают майдан не для того, чтобы посмотреть выполнение методички, а хорошо провести время - посмотреть скачки, корэш, другие состязания, пообщаться с друзьями, родственниками. Сабантуй уже давно стал неотъемлемой частью идентичность татарского и башкирского народов, а в последние несколько десятилетий и других - русских, чувашей, марийцев, удмуртов всего Волго-Уральского региона, - считает Габдрафиков.

В свою очередь казанский историк Дамир Исхаков, отмечает, что некоторые башкирские рода и племена на самом деле были татарскими. Поэтому татары некоторых районов Башкирии могут посещать такие сабантуи, памятуя о своём татарском происхождении.

- Если татары захотят прийти на Сабантуй, то пусть приходят. Например, родное село Дюсяново журналиста и общественника Римзиля Валеева входит в клан Мин. А это бывшие ногайцы, часть Ногайской Орды. Они могут захотеть себя обозначить как ногайские татары. И тогда Сабантуй у них будет татарским праздником, даже если им нужно обозначить свою родоплеменную атрибутику, - говорит он.

Сама по себе методичка, по его мнению, являет собой элемент конструктивизма.

- Башкирские политтехнологи совместно с властями пытаются сконструировать большую башкирскую нацию. При этом они закрывают глаза на то, что в Башкирии есть ещё и татары. Один из компромиссных шагов, чтобы не допустить конфликтогенной ситуации между этнсами, - это назвать Сабантуй татаро-башкирским праздником, - подчеркивает Исхаков.

-5

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии имени Халикова АН РТ Искандер Измайлов напоминает, что в своё время «башкирские партнёры» громко настаивали на том, что праздник Сабантуй является общим как для татар, так и для башкир.

- В своё время мэр Казани Камиль Исхаков пытался включить Сабантуй как нематериальное наследие в список культурного наследия ЮНЕСКО. Тогда были разработаны методички, научное обоснование. Но в российском комитете ЮНЕСКО резко выступили против этого представители Башкортостана. Они потом писали письма в ЮНЕСКО с резкими возражениями по инициативе Исхакова. Настаивали на том, что Сабантуй является не только татарским праздником, а является общим, татаро-башкирским. В общем, мы эту затею отложили в долгий ящик. Получается, что эта методичка Башкирского курултая - следующий шаг. Сначала башкирская сторона настаивала на том, что Сабантуй - общий. А теперь она перешла уже к откровенной башкиризации праздника, - недоумевает Измайлов.

По его словам, к началу 2000-х годов Сабантуй перерос свои традиционные формы и превратился в национальный праздник татар. Причем раньше во многих регионах проживания татар вообще не знали ничего о Сабантуе и не отмечали его. Но со временем ситуация изменилась. Теперь он проводится с большим энтузиазмом.

- Наши башкирские партнёры, видя это, перешли к мародёрству и присвоению себе праздника. Причем пытаются не только захватить у татар Сабантуй, но и придать этому празднику свои организационные формы. То есть, переделать национальный татарский праздник в башкирский национальный праздник. Очевидно, что татар Башкирии собираются обашкирить, объявив Сабантуй башкирским. Ну как праздник плуга может быть кочевническим праздником? В общем, такие действия башкирских партнёров показывают, что татары впереди в деле внутренней национальной организации. И символом единения татарского народа является именно Сабантуй, - сказал ученый.

Доктор социологических наук, завотделом Института истории им. Марджани Гульнара Габдрахманова так же считает распространённую методичку инструментом конструирования башкирской нации.

- Эта методичка - не первый случай, не первая иллюстрация того, как в Башкирии конструируют башкирскую нацию. А теперь взялись и за Сабантуй и подошли к нему с точки зрения социальной инженерии, - считает собеседница.

По ее мнению, праздник плуга хоть и потерял сегодня свою аутентичность, однако больше позиционируется как бренд Татарстана, а не татарского народа, но он по-прежнему остается важным для сельчан.

- Это ведь возможность приехать, увидеться и пообщаться с родственниками. Сабантуй - это место единения семьи в широком смысле этого слова. Через этот праздник татары ощущают татарскую семейственность, - резюмирует Габдрахманова.

Тем временем пресс-служба главы Республики Башкортостан в ответ на запрос KazanFirst сообщила, что методические рекомендации по проведению и организации сабантуев, разработанные Всемирным курултаем башкир, носят исключительно рекомендательный характер и используются во всех районах республики.

Автор материала: Ильнур Ярхамов

#татары #татары башкортостана #татарский язык #татар #татарская культура #башкортостан #башкирия #сабантуй