Самыми продаваемыми товарами России в 2020 году, по версии Авито, стали маски, диваны и телевизоры. Причина — карантин: необходимость проводить больше времени дома подталкивает людей к обеспечению максимального домашнего комфорта.
Изменится ли ситуация в 2021-м? Мы изучили рыночные тенденции и составили свой топ товаров как для одностраничников, так и для крупных интернет-магазинов. В него вошли разные категории продуктов, кроме очевидных — продуктов питания, лекарств и косметических средств.
Спойлер: не все популярные товары прошлого года будут также востребованы в 2021-м.
1. Корм для животных
Этот товар в прошлом году покупали также часто, как и туалетную бумагу. Рост продаж отмечался по всему миру, а больше других еду для животных скупали в странах с развитыми экономиками, включая США, Китай, ЕС.
Разумеется, главная причина такого роста заключается в пандемии. Обеспокоенные локдауном люди весь год делали съестные запасы для своих любимцев. Но дело не только в этом: последние несколько лет рынок еды для животных и так стабильно растет на 4-6%. И, по прогнозам, будет расти дальше при том, что количество домашних животных в мире существенно не увеличится. Наиболее востребованы в мире сухие корма и консервы для кошек и собак.
А что в России? Так же, но с некоторыми отличиями. Российский рынок считается молодым. То есть, спрос на еду и услуги для животных здесь пока еще ниже, чем в Европе, например, но постоянно растет. Это объясняют изменениями в мировоззрении населения. Если раньше к домашним животным было более равнодушное отношение, то теперь они воспринимаются как полноценные члены семьи. И расходы домашнего бюджета на них соответствующие. Это становится очевидным, если просмотреть статистику продаж за прошлый год.
Например, в марте оборот кормов для кошек и собак на Ozon вырос на 249% и 265% соответственно, для грызунов – на 187%. При этом спрос на импортную (и более дорогую) продукцию выше, чем на ту, что производится местными производителями. В последнее время, правда, государство активно поддерживает местные компании, вносят свои коррективы и санкции. Это неплохо стимулирует продажи российской продукции.
Что касается спроса в 2021 году, он будет расти. Российская ассоциация производителей кормов для домашних животных подсчитала, что в ближайшие несколько лет продажи могут вырасти не менее, чем на 50%. Все это делает кормы для животных одним из лучших товаров для продажи в интернет-магазине.
2. Спортивные товары
На том же Ozon, в период с января по октябрь 2020 года оборот спортивного инвентаря вырос на 187%. Средний чек за один такой заказ летом увеличился на 22%.
Самыми продаваемыми товарами стали:
- коврики для йоги (+539% по сравнению с показателями продаж за 2019 год)
- гантели (+385%)
- ролики для пресса (+385%)
- эспандеры (+383%)
- утяжелители (+323%)
Летом в лидеры по продажам выбились велосипеды, скейтборды и самокаты, осенью — беговые дорожки и коньки.
Ожидается, что высокий спрос на спортивные товары должен сохраниться и в 2021 году. Этому способствуют продолжающиеся карантинные мероприятия, из-за которых фитнес-центры работают с ограничениями и не могут принимать посетителей в тех же количествах, что раньше. В таких условиях домашние тренировки — по-прежнему более удобный вариант для населения. Приближающееся лето дополнительно подстегнет спрос: тем, кому надоел домашний режим, будут искать возможности для комфортных тренировок на улице.
3. Ковровые изделия
С 2015 до 2019 года рынок ковровых изделий в России вырос на 23% — с 54 до 66 млн м2. Прошлый год, конечно, испортил картину, продажи упали, в первую очередь — оптовые. Кафе, отели, гостиницы, магазины — главные потребители ковровых изделий в коммерческом секторе — по понятным причинам приостановили закупки.
А вот в потребительском секторе ситуация оказалась несколько лучше. Например, на Авито товары из категории ковровых изделий попали в Топ-10 самых продаваемых.
По мнению экспертов BusinesStat, с 2021 года начнется восстановление рынка и продажи будут стабильно расти, достигнув к 2024 году 62 млн м2.
Если говорить о мировом рынке ковров, то в 2020 году он оценивался в $91 200 млн. К 2026 рынок должен достигнуть $117 140 млн, ежегодный темп роста составит 3,6%. Все это говорит о стабильной перспективности продаж ковровых изделий.
Что касается причин спроса, то они просты и прозаичны. В последние годы растет потребительский интерес к инновационным видам напольных покрытий — мрамор, ламинат, паркет. Но такие типы покрытия склонны к царапинам и повреждениям, на них также легче поскользнуться. Самый простой способ избежать проблем — постелить ковер. Ковры также необходимый атрибут детских и игровых комнат.
Наконец, их популярность резко возросла в сфере дизайна интерьеров. Особенно после появления эко-ковров, выполненных из переработанного пластика. Тренд на экологичность набирает обороты, и он увеличивает продажи всех продуктов, которые затрагивает. Ковры — не исключение.
4. Б/у товары
Пожалуй, это — самый интересный вариант товаров для одностраничников. И выгодный тоже, потому что торговля б/у изделиями, или, как сейчас принято говорить, реселинг, набирает обороты во всем мире.
Реселинг — это перепродажа ненужных вещей, в первую очередь одежды, обуви, сумок. Но некоторые бренды запускают собственные проекты по скупке и переработке старой мебели или бытовой техники. Среди них — британская сеть универмагов John Lewis.
Со стороны крупных компаний реселинг — это попытка поддержать культуру осознанного потребления. Дело в том, что производство той же одежды за последние 15 лет удвоилось, а вместе с ним — и выбросы углекислого газа в атмосферу. Время “жизни” одежды при этом сократилось: люди теперь чаще выбрасывают старые вещи, покупая взамен новые. В результате поток мусора на свалках растет с каждым годом в огромных количествах.
Тренд на экологичность затронул и покупателей: все больше людей обеспокоены климатическими изменениями и поэтому с готовностью поддерживают любые эко-начинания. Включая реселинг.
По данным ThredUp, мировой рынок перепродажи растет в 21 раз быстрее, чем розничная торговля в целом. В 2023 году он должен превысить отметку в 50 млрд долларов. Но пандемия значительно ускорила процесс. И дело не только в том, что из-за карантина люди стали чаще покупать онлайн. Карантин вызвал перебои в производстве и поставках товаров, срывы контрактов и как следствие — финансовые убытки для всех вовлеченных сторон. В таких условиях вторичный рынок оказался идеальной бизнес-моделью. Для реселинга не нужно везти товары из-за рубежа, не нужно заключать контракты с поставщиками и платить за растаможку. Достаточно просто мотивировать людей приносить/отправлять ненужные вещи в обмен на небольшое вознаграждение или процент от перепродаж. По такой схеме, к слову, работает упомянутый выше thredup.com — американский комиссионный онлайн-сервис детской и женской одежды.
В России, правда, рынок реселинга только набирает обороты. Здесь лучше всего продавать б/у вещи элитных брендов или вещи из лимитированных коллекций. Но даже так сегмент считается очень перспективным для бизнеса.
5. Домашняя одежда (пижамы, халаты, футболки, толстовки)
Один из лидеров продаж прошлого года. Спрос был такой большой, что домашняя одежда вполне могла бы войти в топ 20 товаров для одностраничников на ближайшие годы. Если бы такой был, конечно.
За прошлый год продажи толстовок в России выросли на 80%, футболок — на 100%, домашних халатов — на 110%, худи — на 140%, а пижам — сразу на 154%.
В США и странах Европы похожая ситуация. Там, согласно исследованию Гарвардской бизнес-школы, продажи пижам в 2020 году удвоились, и это стало самым большим ростом по сравнению с другими категориями одежды.
Причина, конечно же, заключается в карантине и необходимости работать дома. Самое главное, тренд на домашнюю одежду сохранится и в будущем благодаря другому тренду — работать удаленно. Многие компании уже объявили, что сохранят такой формат работы в будущем, позволив работникам, в том числе, работать из дома.
6. Носимые устройства
Смарт-часы, фитнес-трекеры, локаторы и детские часы — на все эти категории носимых устройств отмечается повышенный спрос как в России, там и в мире.
Например, российский рынок носимых устройств с января по сентябрь 2020 года вырос на 17% в штуках и на 27% в деньгах по сравнению с прошлым годом. Самым раскупаемым товаром остаются фитнес-трекеры: они занимают 60% в штуках от всего рынка носимой электроники. Самой популярной моделью оказались Xiaomi Mi Band 4. На смарт-часы приходится до 25% штучных продаж, а самой ходовой моделью стал Apple Watch Series 5.
Мировой рынок, по данным аналитического агентства IDC, вырос на 35%. Суммарно продано 125 млн носимых устройств. Среди них наиболее востребованной оказалась продукция Apple. В 2020 году рынок мог бы вырасти еще больше, если бы не пандемия и вызванные ею проблемы. Ожидается, что в 2021 году компании постараются нарастить производство, чтобы компенсировать потери в 2020-м. Повышенный спрос только стимулирует их к этому.
7. Корректоры для осанки
Много ли предпринимателей вспомнят об этой категории товаров, если их спросят о том, что лучше продавать на одностраничниках? Нам кажется, что нет. Но вот рыночные аналитики уверяют: продажи корректоров для осанки ожидает рост. Продлится он как минимум до 2027 года.
Причин роста несколько, среди них:
- увеличение во всем мире количества жалоб на боли в спине из-за постоянной работы за компьютером;
- старение населения и постепенное увеличение количества пожилых людей, для которых характерны возрастные проблемы со спиной;
- общая популярность товаров для здоровья на фоне пандемии и тренда здорового образа жизни.
В России спрос на корректоры для осанки в 2020 году вырос в 4,6 раз. То есть, мировые тенденции в данном случае совпадают с трендами российского рынка. Все это делает корректоры для осанки выгодным товаром для продажи сейчас и в ближайшем будущем.
Товары, теряющие актуальность
Все мы помним, какой бешеный ажиотаж был на туалетную бумагу и медицинские маски, особенно в первой половине 2020 года. Нельзя сказать, что он совсем исчез, но ситуация в этом году все-таки изменилась. Или, правильнее сказать, усложнилась.
Туалетная бумага
В 2020 году этот товар стал хитом продаж: только в прошлом марте спрос вырос в три раза.
Но вот в начале 2021 году все не так: продажи в России рухнули на 61%. Так что если вы планируете продавать туалетную бумагу в надежде на рекордный спрос, не стоит. Но!
Обратите внимание: в мире растут цены на картон и макулатуру, это подстегивает цены на бумажные изделия, в первую очередь — на бумажную упаковку.
Свою лепту вносит и контейнерный кризис. Из-за нехватки в мире контейнеров для перевозки экспортеры не успевают доставить производителям сырье для изготовления туалетной бумаги. Стоимость перевозки тоже выросла. Все вместе это существенно повышает цены на готовый товар. В перспективе даже возможен дефицит туалетной бумаги, о чем уже сообщило издание Bloomberg. А вот дефицит офсетной бумаги, на которой печатаются книги, уже возник.
Пандемия внесла еще одну корректировку — побудила людей чаще покупать туалетную бумагу онлайн, что ранее было скорее исключением, чем нормой.
Отсюда — вывод: туалетная бумага может быть перспективным товаром для продажи, но сложным. Пандемия не кончилась и ажиотаж, пусть не такой, как в том году, все еще вероятен (в моменты роста заболеваемости, например). Рост себестоимости туалетной бумаги повышает маржу от ее продажи, а значит, и доход. Минус в том, что на эту себестоимость сейчас влияет слишком много внешних факторов, поэтому делать закупки следует осторожно. Иначе возможны ситуации, как у американской компании Kimberly-Clark: она ожидала в начале года таких же высоких продаж на туалетную бумагу, как и в начале прошлого, и оказалась неготовой к внезапному падению спроса. В Северной Америке, к слову, только за три месяца зимы продажи туалетной бумаги упали на 14%.
Медицинские маски
Тут тоже все неоднозначно. Медицинские маски входили в топ самых продаваемых товаров 2020 года, но сейчас спрос на них в России постепенно падает. В феврале, например, этого товара продали на треть меньше, чем в январе. Также снижается и его стоимость. Возможно, это временное падение, потому что в целом потребность в масках в этом году все еще будет высокой.
Об этом в интервью СNBC сообщил Майк Роман, CEO 3М — американской химической корпорации, которая, в том числе, производит товары для здоровья.
Также есть исследования, прогнозирующие рост рынка одноразовых медицинских масок в период с 2020 по 2025 года до 1,85 млрд долларов. Но его авторы отмечают, что уже сейчас рынок проседает по показателю CAGR на 9%, что намекает на его постепенное замедление.
Можно сделать вывод, что в ближайшее время медицинские маски будут актуальны, но, вероятно, спрос на них будет постепенно сокращаться. Как сильно — зависит от успехов в борьбе с пандемией и локальных особенностей каждого региона. Это нужно учитывать, планируя свой ассортимент.
Проблема SEO продвижения
Вы это наверняка тоже заметили, да? Почти все перечисленные нами товары относятся к категории высококонкурентных. Их продают маркетплейсы, крупные торговые сети и агрегаторы, у которых больше денег, а значит, и возможностей для продвижения в интернете.
В итоге владельцам небольших интернет-магазинов все труднее оставаться не то, что в топе, а даже просто на первой странице выдачи.
Это проблема решается с помощью нового (относительно) инструмента SSO — Search Space Optimization, что в переводе с английского языка означает “оптимизация поискового пространства”.
Поисковое пространство — это все площадки и платформы в интернете, на которых потенциальные покупатели могут узнать о вас и/или купить ваш товар. К ним относятся сервисы Яндекса (Карты, Маркет, Дзен), сервисы Google, агрегаторы (Zoon, Profi, Avito), маркетплейсы и др.
Ваша задача как владельца интернет-магазина — выбрать наиболее выгодные для своего бизнеса площадки и обеспечить на них свое присутствие. Благодаря этому вы охватите большую аудиторию и обеспечите себе место в ТОП-5 выдачи. Да, пользователь увидит в поисковике не ваш сайт, а, например, маркетплейс, на котором вы разместите свой товар. Есть риск, что он не заметит разницы и не запомнит ваш бренд. Чтобы этого не произошло, важно продумывать свое позиционирование отдельно на каждой площадке, ассортимент товаров и контент.
Повышение актуальности интернет-площадок в продвижении также не означает, что собственный сайт уже не нужен. Нужен. Ваш сайт — эта та же интернет-площадка, дополнительный инструмент для расширения охвата аудитории. Более того, наличие ссылки на свой сайт на маркетплейсе, например, повышает к вам доверие покупателей, что тоже важно. Если у вас еще нет собственного сайта — рекомендуем сделать его самостоятельно как можно скорее. Тем более на конструкторе Weblium у вас это займет максимум 2-3 часа.
Подробнее о том, как продвигать свой интернет-магазин с помощью SSO, мы расскажем в нашей будущей статье — не пропустите и дождитесь! Будет интересно. А пока рекомендуем ознакомиться с нашим гайдом по SEO-продвижению — в эпоху засилья маркетплейсов этот инструмент по-прежнему актуален. Игнорировать, и тем более отказываться от него точно не стоит.