Моего хорошего друга зовут Майк. Сказать, что он работает фермером никак нельзя. Это его крестьянская жизнь, а не работа. Трудно сказать, в каком уже поколении он работает на земле. С тех пор как его предки переселились в XIX веке из какого-то маленького германского государства в Индиану, фермерство у них у всех было в крови. И фермерство их всегда было связано с распашкой земли перед посевом, пока Майк не начал умничать (научно обоснованно).
Никогда не забуду беседу с одним индейцем племени Вампаноaгов, работавшим в том же самом музее под открытом небом на берегу Атлантического океана в Массачусетсе. В том музее, посвящённом жизни бок о бок пуритан-пилигримов и индейцев, мои старшеклассники вместе со мной в течение двух недель летом убирали территорию и принимали участие в покраске знаменитой модели корабля под именем Mayflower.
Во время обеда сидели мы как-то в кругу с Джоном (так звали нашего самого настоящего индейца) в традиционной постройке его предков и слушали интереснейшие рассказы и воспоминания, переданные ему из поколения в поколения. Например, узнали мы о замешательстве индейцев, увидевших англичан с плугом, распахивающих словно с остервенением землю.
У индейцев ведь посевные работы как проходили? Люди пальцами ковыряли землю и клали в маленькие отверстия семена. Часто добавляли в землю кости рыб, потому что с ними всё росло гораздо лучше, чем без них. И вдруг - дикое орудие под названием плуг... Что бы индейцы сказали о насилии над целинными землями руками советских землепашцев?
Да что там, советские? Американские фермеры были точно такими же наследниками простой технологии плуга. Из года в год пахали землю, истощали её самый плодородный слой и удобряли потом любыми способами. К XXI веку не изменилось ничего, кроме масштаба варварского отношения к земле. Пока я не поговорил с Майком...
Ливень. Вода хлестала и лилась с полей Индианы. Цвет воды, лившейся с соседнего перепаханного поля, просто поразил Майка. Глина! Рядом же находилось поле с нераспаханной землёй и прозрачной водой, стекавшей с него. С распаханного поля ливень смыл всё самое ценное, а с нераспаханного - нет. После увиденного Майк стал ярым противником распахивания земли, убедившись в его губительности для фермерства и не знав при этом ничего про индейский бережный подход к земле перед посевом.
Майк сначал прикинул, сколько бы он сэкономил на новом методе, а после сбора урожая смог совершенно точно подсчитать, сколько он НЕ потратил на энергоёмкую работу трактора с плугом и даже на удобрения. Майк приобрёл специальную машину, которая по-индейски делала отверстия в земле и сажала в них семена. Она ещё добавляла удобрения в землю и тоже точечно, то есть рядом с семенами, а не по всему полю.
Экономия в деньгах и силах просто ошеломила Майка, в то время как и урожай оказался богаче прежнего. Повторив новый метод несколько лет подряд и получив такой же хороший урожай, Майк ни за что на свете не возьмётся больше за плуг. На мой вопрос, почему другие фермеры не перейдут на новый метод, Майк ответил просто:
Привычка. Но кое-где новое фермерство уже набирает популярность.
И если бы я, как учитель истории, не рассказал Майку про индейцев с их ковырянием земли пальцами вместо переворачивания её плугом, он бы так и не узнал о мудрости коренных людей в Америке, хотя как раз к этой же мудрости и пришёл сам. Не знаю, почему точно, но отказ Майка от плуга меня очень сильно обрадовал. Если продолжу работать учителем, обязательно расскажу о нём моим новым ученикам в Южной Каролине.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал бренным металлом, жмите сюда. До новых встреч!