Прочитала книгу Ольги Славниковой «Прыжок в длину». В предисловии автор раскрывает незамысловатый сюжет. Олег Ведерников заканчивает школу и готовится к чемпионату Европы– на него возлагают большие надежды, спортсмен-юниор одарён способностью к краткой левитации. Однажды он совершает чемпионский прыжок– выталкивает из-под колёс джипа соседского мальчика и … лишается обеих ног. В обмен на спасённую жизнь получает жизнь сломанную, а мальчик становится его зловещей тенью…. Ольга Славникова утверждает: «За талантливым человеком по пятам идёт рок. В момент наивысшей степени таланта он наиболее уязвим, и судьба наносит ему удар». Автор очень хорошо знает современное общество, хотя жизнь перевернулась так бесповоротно, как нельзя было предполагать. В печальном романе всюду жизнь и всюду люди: чудовищные монстры и святые, прожжённые твари, паразиты и безногие инвалиды. Наши соотечественники. Все ли человеческие жизни равноценны? Всегда ли надо бросать все силы на спасение? Почему талантливый человек так уязвим? Главный герой всё это не может понять и, соответственно объяснить. Олега Ведерникова тревожит сначала ученик Женька Караваев, неблагополучный сосед, на которого он пытается положительно влиять. Даже участвует в работе родительского комитета своей родной школы. Однако из спасённого ребенка вырастает негодяйчик, главная цель которого личное обогащение, шкурные интересы. Его аппетиты растут. Но он умеет делать и говорить людям то, что они хотят услышать. Авторитетный уголовник в Сочи Сергей Аркадьевич управляет вчерашним выпускником, подчиняет себе, заметив повадки игрока и преступника. «Женечка– такой хороший мальчик, и богатый по заслугам», – так думает домработница Лидочка, проклиная безногого страдальца. Однако Ведерников убежден, что с такими нельзя работать и договариваться. От них нужно только убегать и прятаться. Слава богу, страна большая, здоровый человек найдет всегда, где укрыться. Все персонажи детально расписаны. Жизнерадостная Кирилла Федоровна Осокина, у которой крупные белые зубы никогда не прятались. Оставшаяся с одной ногой после падения в канализационный колодец, нашла себя в организации помощи другим несчастным через телепрограммы и документальные фильмы, снятые по её сценариям. Доверчивая Кира одинаково льнёт к негодяйчику и влюбляется в чистую душу Ведерникова. Это она стала автором теории Жизнь За Один День, которую не приемлет обречённый также, как и наигранную жизнерадостность и фальшивость встреч с героями её сюжетов. Здоровье, бодрость, долголетие– заветная мечта человека, ходьба, оказывающая успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, прекрасно воздействующая на психику – всего лишён главный герой, от рождения жизнелюбивый и добродушный человек. Даже «мать старалась ездить к сыну пореже, звонила минимально, ей всегда было с ним тяжело и неловко». Сын никогда не видел своего отца, мать не отзывалась на просьбы человека, который как две капли воды был похож на своего родителя. Однако Вероника Андреевна искренне любила своего сына. Хозяйка нескольких бутиков освободила для него трёхкомнатную квартиру, наняла домработницу, возила к «извергу-тренеру», покупала продукты, ежемесячно снабжала деньгами для личной жизни, оплачивала коляски, протезы, которые старалась заказывать с «автоматикой». Для съёмок фильма были приобретены специальные беговые, позволившие после длительных тренировок совершить последний рекордный прыжок, ставший смертельным. Измученная душа влюбляется в женщину с одной здоровой ногой, которая притягивает и даже соблазняет. С обидой на Олега доживает, спиваясь, дядя Саша, бывший тренер, обвиняющий своего воспитанника в том, что он не оправдал надежд. Даже возил его играть в баскетбол в команде паралимпийцев. Играющие ампутанты использовали специальные коляски, приобретённые спонсорами. В отличие от Ведерникова, имели большой жизненный опыт и устойчивые привычки до инвалидности. И конечно, разный уровень жизни, некоторые «сражались» с чиновниками за льготы и дополнительные выплаты, некоторые умирали. Как заметил наш герой, они все были очень разные, но их объединяли лица, на которых отражена сильнейшая мука и боль.
В процессе чтения возникает ощущение, что талантливым, добрым и чутким людям нет места в нашем обществе. Процветают и радуются жизни только негодяи. Мерзавцы забирают деньги, здоровье, возлюбленных, жизнь талантливых людей.
Есть мнение, что эта грустная история– издержки жанра достоверной фантастики. Ольга Александровна Славникова пишет: «Стиль моей прозы действительно, скажем так, индивидуален: на меня девятым валом несётся цветная, искристая жаркая масса живого мира, которую надо укротить и превратить в текст». Если литература – лучший способ освежить мир, значит, мир таков. Неслучайно за эту книгу автор получила премию «Ясная Поляна» в 2018 году. Также Ольга Славникова лауреат премии «Русский Букер» 2006 года. В 2020 году британская газета The Guardian включила роман Славниковой «2017 год» (есть английский перевод) в список «десяти лучших романов, действие которых происходит в России». Автор книг «Первокурсница», «Один в зеркале», «Любить в седьмом вагоне», «Легкая голова», «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» (в стиле магического реализма), «Бессмертный», родилась 23 октября 1957 года в Свердловске в семье инженеров-оборонщиков. Проявляла способности к математике, но под влиянием учительницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, поступила на факультет журналистики. В 1981 году его успешно окончила. С 2003 года живет в Москве.