Большинство тех, кто читает мои статьи, жил или живеëт рядом с теми, кто уже стоит на пороге Вечности.
Понимаю, как иногда бывает невыносимо тяжело ухаживать за теряющими разум родителями, но, всё же, иногда наступает такой момент, что ты словно встаеëшь на другую сторону, на место своего старого родственника. И тогда ты понимаешь, насколько тяжело осознавать, что ни-че-го в твоей жизни уже не будет. Всё осталось в прошлом, в воспоминаниях. И в эту секунду сердце пронзает леденящий холод. Словно это ты заглядываешь по ту сторону Вечности…
Тему сегодняшней статьи мне подсказал комментарий моей читательницы по имени Алла Николаевна под статьёй:
Строго или ласково? Как вести себя с престарелыми родственниками
Она пишет, что гораздо легче воспринимать совместную жизнь рядом со старым, немощным человеком, если испытываешь к нему безусловную любовь. Если в своей старой несчастной маме видишь свою маленькую несчастную доченьку. И относишься к ней, как к маленькому ребенку – с нежностью и жалостью.
Автора этого комментария многие заминусили. Я, конечно, понимаю, почему. Сложно увидеть в теряющем разум дементоре близкого родного человека и испытывать к нему безусловную Любовь, если он сам всем своим поведением убивает в тебе любые теплые чувства. Но, все же, бывают такие редкие моменты просветления, когда из-под поздней загрубелой корки ненависти появляется трогательный росточек нежности и жалости…
Почему-то мне сильно разбередили душу эти комментарии.
Я второй день думаю над этими словами и вспоминаю мою покойную свекровь.
Я хочу рассказать историю, которая случилась в нашей семье несколько лет назад с моей свекровью.
Когда это всё произошло, мне было настолько еë жалко, что я плакала вместе с ней и мое сердце просто разбилось на куски от сострадания.
Я уже писала неоднократно, что у моей свекрови было двое детей – мой муж и его старшая сестра. Так получилось, что и у золовки, и у нас с мужем по двое детей с разницей в одиннадцать лет. Старший сын золовки уже очень взрослый мужчина. Он давно военный пенсионер, живёт в одном из южных городов. Женат на женщине из одной союзной республики, трое деток.
Поскольку он был у моих свёкра со свекровью самым первым внуком, ему сполна хватило любви бабушки и дедушки.
Свëкр мой, Царство ему Небесное, очень любил и детей, и, особенно, внуков и они ему платили тем же. А свекровь всегда по жизни была эмоционально холодной. Детей воспитывала по принципу, чтобы были удобными и за них было не стыдно.
К внукам относилась так же.
К моменту, когда произошла эта история, моя свекровь, в силу своего очень почтенного возраста помнила только старшего внука, о наличии младших внуков как дочери, так и сына, забыла. Но про Диму, старшего внука, помнила и всегда его ждала.
А он жил далеко, к родителям ездил очень редко. Тем более, что его супруга и его мать мягко сказать, не ладили. А на самом деле, вели перманентную войну за то, кому считаться главной Женщиной в жизни Димы – матери или жене.
Но вот несколько лет назад старший сын с семьёй собрался приехать в гости к родителям на Север. Поездка выпадала на новогодние праздники.
У золовки на руках был лежачий муж. И одна комната в их двухкомнатной хрущевке много лет была превращена в больничную палату по уходу за тяжелобольным. Но это никого не остановило. Бабушку на это время отправили к нам. А золовка с мужем и их сын с семьёй расположились в тесноте, да не в обиде. Поначалу.
Бабушка наша очень ждала внука. Она не видела его много лет. Ей должно было через месяц исполниться девяносто, и она справедливо полагала, что, если не увидит любимого внука сейчас, может не увидеть его никогда.
Золовка пообещала матери, что соберёт застолье и привезет и мать, и свою свекровь в гости, чтобы обе бабушки могли увидеть внука и правнуков и пообщаться всем вместе за общим столом.
Наступил Новый год. К нам тоже приехали старшие дети со своими друзьями.
У нас была веселуха - нас семеро плюс три кошки.
Но, если честно, правда, было весело. Мы были всë время с детьми - и застолья, и в лес ходили, и по гостям. И бабушку не обидели. За новогодним столом она с нами была, подарочек наряду со всеми получила.
Смотрела, как мы подарки дарим-разбираем, потом сказала, что у нее никогда такого Нового года не было, спасибо нам, что ей праздник сделали.
Но, конечно же, все праздники ждала она, когда же дочь позвонит и повезёт на обещанную встречу с внуком.
Я видела, как она ждёт этой встречи, как каждый день настраивается, что вот-вот. Нет-нет, да и выглянет в окно, а вдруг сегодня? Позвонит, спросит у дочери - когда? Та ответит, что пока не знает. Бабуля опять вздохнет и ходит по квартире между кухней, туалетом и телевизором.
В какой-то из дней позвонила и на вопрос "когда же?" дочь ответила, что ничего не знает, что она заболела, сильно кашляет. Бабуля пришла, мне это рассказала. Вроде, поуспокоилась. Есть, значит, веская причина, что ее пока не забрали.
Каждый день она звонила дочери и каждый раз та находила какую-то отговорку, почему внук до сих пор не проведал бабушку.
Бабушка опять с видом несчастного ребенка приходила ко мне, заглядывала в глаза и говорила, что она не понимает, что происходит. Но всегда находила какое-то оправдание и дочери, и внуку.
В очередной раз, когда она пришла ко мне, я предложила ей позвонить сватье, свекрови золовки и узнать, может что-то знает та бабушка?
И тогда выяснилась прелюбопытная история.
Оказалось, что, так и не проведав нашу бабушку, внук уехал со всем своим семейством. Но ко второй бабушке нашел возможность зайти.
К нам же не зашёл, нашу бабушку не проведал. Хотя наши три дома все стоят рядом вокруг школьного стадиона. Проведать бабушку, которой в феврале будет 90, и которая до следующей встречи с внуком может не дожить, просто никто не захотел, хотя это было делом пары минут. Более того, ей не нашлось даже минуты времени, что бы позвонить и поговорить.
Бабушка тут же после этого звонка начала звонить дочери, та сказала, что она не дома. Что она на вокзале, только что проводила сына с семьёй в Москву, а дальше они на самолёте домой.
И вот бабушка.... В полной совершенно растерянности.... Пришла и всё мне это рассказала.
И как бы я к ней не относилась по жизни, в эту минуту мне было ужасно, просто до слёз жалко ее. За то, что с ней так поступил родной внук.
Она целый вечер жалась ко мне, я как могла, утешала ее.
Что я тут могу сказать? В сто десятый раз, что каждый имеет, что заслужил? Так она и так была жестоко и несправедливо наказана.
Потом уже выяснилась причина такого поведения самых близких родных моей свекрови.
Просто женщины окончательно рассорились, да так, что гостям пришлось уехать раньше. Конечно же, никто о бабушке и данном ей обещании уже не вспомнил.
Не хочу никому давать никаких оценок, но считаю, что для неё хотя бы пять минут, пусть по телефону, можно было выделить. Тем более на ее пороге Вечности. Но не захотели.
Вспоминаю сегодня опять эту историю и свою свекровь, как она сидела на диване, в полной растерянности и непонимании, почему так произошло. И ее худенькие плечики вздрагивали от едва сдерживаемых рыданий. И у меня она искала ответа на сои вопросы и защиту искала тоже у меня. И снова меня охватывает такая невероятная жалость к ней. Я снова и снова ставлю себя на ее место и меня снова пронзает острый холод . И снова думаю, не дай Бог мне оказаться в ее ситуации.
А если придется оказаться, пусть будет рядом со мной кто-то, кто поддержит меня, как в те тяжелые минуты я поддерживала свою свекровь.
Я не скажу, что я любила ее. Но жалела – точно. И каждый раз ставила себя на ее место.
Было ещё несколько подобных моментов в ее жизни, когда ее родные вели себя жестоко по отношению к ней, и она снова искала защиты у меня.
Наверное, то, что я жалела ее, помнила о том, какая она была раньше и вот про эти жестокие моменты в ее отношениях с детьми, и помогло мне потом пройти самый тяжелый отрезок в ее и моей жизни.
Извините за столь эмоциональный рассказ.
Спасибо, что читаете. Анфиса.