Найти в Дзене
Чадовед

Как знакомить детей с живописью на занятии по рисованию

Оглавление

Каждый маленький ребёнок – творец. Только ещё не знает об этом. Чтобы он понял это, ощутил, нужно незаметно помочь ему заглянуть в себя. Ведь не только дети, мы сами не знаем, на что способны. А ведь в детстве раскрыть возможности, раскрыть мир человека, гораздо проще, чем в зрелом возрасте. Это занятие, которое могут провести и родители, и педагоги, – один из примеров.

Рождение художника

Знакомство дошкольников с изобразительным искусством задача более тяжёлая, чем рисование. Восприятие художественных произведений – это сложный творческий процесс. Зритель творит вместе с художником. Думаете, невозможно поставить ребенка на одну доску с мастером?

Но зачем это делать? Каждый стоит на своей доске. Замысел автора проходит сквозь призму воспринимающего сознания, рождая при этом нечто новое. У ребёнка включается воображение, и он создаёт свой новый волшебный мир. И этот момент нельзя упустить.

Используя уже знакомую технику рисунка (знакомую, чтобы не распылять внимание, не разрушать сказку) предложите чаду выплеснуть свои впечатления на бумагу. Помогите ему подключить фантазию к воображению – и получите чудо. Сколько раз родители мох учеников не хотели верить, что это могло сотворить их ребёнок.

Но я никогда не рисовала за детей. Это волшебство целиком родилось в их сознании. А еще творения художника. Мне нужно было только окунуть ребят в его картины и показать, куда идти дальше. Только не забывайте, любое занятие с детьми – театр одного актёра.

Тайны моря

Сначала познакомьте с творчеством Айвазовского, затем переходите к рисунку. Для этого вам понадобится:

  • материалы: репродукции Айвазовского, музыка Шнитке.
  • раздаточные материалы: бумага белая формата А3, восковые мелки, парафин, акварель, тампоны из поролона или ваты, вода.
И.К. Айвазовский. Штиль
И.К. Айвазовский. Штиль

Ход занятия

Дети сидят на ковре.

Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие на ковре-самолете. Вы думаете, что под вами самый обычный ковер? Нет! Это и есть настоящий ковер-самолет. Чувствуете, он задрожал, вздрогнул и начал тихонько подниматься в небо?

(Включается тихо музыка).

Посмотрите вниз, только осторожно, не упадите. Видите, под нами проплывают разные страны, пустыни, реки, поля и горы. И вот – чувствуете? Ваших щек коснулся влажный соленый ветерок. Слышите звук? Что это? Правильно. Это шум моря.

Наш ковер-самолет приближается к синему морю. Море встречает нас утренней прохладой, так и манит искупаться, или пуститься в дальние странствия, полные удивительных приключений, на парусном фрегате.

Поможет нам в этом русский художник Айвазовский, который родился и большую часть жизни прожил в Крыму, на берегу Черного моря и страстно его любил. Скажите, к какому виду изобразительного искусства относятся его картины? (Живопись).

А к какому жанру живописи? (Пейзаж).

Правильно. Морской пейзаж. Такие картины называются марины, от слова море. Как называется художник, который пишет пейзажи? (Пейзажист). В таком случае кто же пишет марины?

Пейзажи пишет пейзажист,

А марины – ... (маринист).

Молодцы – вы сами придумали новое для вас слово. Вы видите, на репродукциях, какое разное бывает море. Расскажите мне, пожалуйста, о нем. (Дети рассказывают по репродукциям).

И.К. Айвазовский. Девятый вал
И.К. Айвазовский. Девятый вал

Но вдруг небо затянули грозовые тучи. Подул ветер сильнее, сильнее. Разыгрался ужасный шторм. (Внимание акцентируется на репродукциях). Это, наверное, морской царь прогневался на нас. Все сильнее волны, круче. Наш корабль разбивается о рифы!

Спасите наши души, мы терпим крушение! («Девятый вал»). Спасаемся на обломке мачты. Но идет девятый вал…, и мы погружаемся в пучину.

Однако мы в сказке и утонуть не можем. Можно погулять по морскому дну, осмотреться. Что же вы видите под водой? (Ответы). Вот это все вы сейчас и нарисуете восковыми мелками и парафином. Мелками можете рисовать все население подводного мира и закрасить его. Помните, как надо держать мелки, когда проводим линию и когда заштриховываем? Парафином хорошо нарисовать пузырьки воздуха, а воду «прольете» потом акварелью.

Аня, 4,5 года. Морской царь
Аня, 4,5 года. Морской царь

Практическая часть, после которой всплываем и отдыхаем на морском берегу – релаксация. Дети вытягиваются на ковре, закрывают глазки, а вы им рассказываете, как их греет солнышко, ласкает шелест волн, теплый морской ветерок…

Учтите, что в школе за перемену ребятня не отдыхает только после математики и… рисования.

Как вы оцениваете переход с поверхности под воду? Мне он кажется логичным, а вам? Пишите и подписывайтесь на мой канал.