Найти тему
Хохлов Сабатовский

Как монтировать по цвету?

Редкий, но почти всегда эффективный и яркий приём в кино — это монтаж по цвету.

Суть принципа если в одном кадре цвет доминирует, то в соседнем кадре он должен занимать хотя бы четверть кадра.

Может прозвучать непонятно, но давайте разберемся на примерах.

Предположим: у нас есть стена, разделенная на два цвета: красный и зелёный. На переднем плане стоит актёр, которого мы снимаем в две камеры — в полуоборот и анфас.

Если мы отснимем два разных плана, то на одном будет красный фон, а другом — зеленый. Тогда при монтажной склейке у нас исчезнет связь между кадрами.

Зрительскому глазу нужно за что-то зацепиться в первом кадре, чтобы появление совершенно нового цветового фона во втором кадре было логичным.

Правильным решением будет снять героя так, чтобы на обоих кадрах хотя бы четверть изображения занимала часть другой стены. Таким образом переход зелёного фона в красный будет выглядеть естественно.

Перейдем к примерам

Для того, чтобы зритель понял, что персонажи находятся в одном пространство в фильме «Ла-Ла-Ленд» в сцене ссоры персонажа Райана Гослинга намеренно сняли с частью зелёных штор. Так как в следующем кадре Уотсон находится на фоне этих штор.

Ла-Ла-Ленд, 2016 г.
Ла-Ла-Ленд, 2016 г.

В фильме «Жизнь Адель» для соединения одноклассников в одно пространство используется уже синий цвет. Обратите внимание, что в синий цвет окрашены не только стены класса, но и шторы.

Или же цвет может «цепляться» за самих героев. В «Жизнь Адель» в практически каждой сцене можно найти что-то синее, отсылающее нас к волосам героини — Леа Сейду.

Жизнь Адель, 2013 г.
Жизнь Адель, 2013 г.

Также этот принцип помогает радикально изменять ракурс съёмки не дезориентируя зрителя. Отличный пример — «С широко закрытыми глазами». В соседних кадрах герой Тома Круза расположен на фоне окна и несмотря на то, что окна очевидно разные, синий цвет связывает эти два кадра в одно пространство.

С широко закрытыми глазами, 1999 г.
С широко закрытыми глазами, 1999 г.

Ещё один пример — «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». На первом кадре слева от героя мы видим красную стену и позолоченную раму картины, которая во втором кадре занимает большую часть кадра. Зритель убеждается, что герой остаётся в том же самом месте, но ракурс съёмки меняется с полуоборота на анфас.

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов, 2017 г.
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов, 2017 г.

Большое значение монтаж по цвету принимает в фильмах, где цвет играет драматургическую роль. Например, в фильме «Герой» Чжана Имоу три различных цвета используются для разделения кинокартины на акты.

Герой, 2002 г.
Герой, 2002 г.

Монтаж по цвету — решение не только для художественного кинематографа. Например, в интервью Лебедева у Юрия Дудя, цвет обоев и серый шкаф слева отлично «склеивается» с следующим кадром, где те же самые цвета занимают уже большую часть кадра.

Из видео на YouTube: "Артемий Лебедев — магистр мата и отец 10 детей / вДудь"
Из видео на YouTube: "Артемий Лебедев — магистр мата и отец 10 детей / вДудь"