Когда владелец бизнеса получит свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Анализируя практику арбитражных судов, можно увидеть, что больше 22 000 решений только с участием товарного знака «Адидас». А есть еще почти 7000 решений с «Найком» и более 2000 решений по знаку «Рибок». В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тысяч рублей в пользу истца, так что «Адидас» получил не меньше 110 миллионов рублей компенсации.
Кроме того, товарный знак — это нематериальный актив. Его можно оценить, поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно продать право работать под ним — франшизу.
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Чек-лист: для регистрации товарного знака необходимо выполнить следующие действия:
· Выберите несколько вариантов названия и определитесь с видами деятельности, которые будет защищать товарный знак.
· Проведите проверку с юристом и выберите самый надежный вариант.
· Заплатите госпошлину за подачу заявки и экспертизу.
· Подайте заявку в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте.
· Отвечайте на запросы экспертизы.
· Получите решение экспертизы, заплатите пошлину за регистрацию знака.
· Получите свидетельство на товарный знак.
Сколько стоит регистрация?
Регистрация товарного знака стоит от 30 до 50 тысяч рублей и состоит из следующих пунктов:
Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента (https://new.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/index.php).
Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
- 3500 рублей за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе. За каждый дополнительный класс придется доплатить еще 1000 рублей.
- 11 500 рублей за проверку на тождество и сходство в одном классе. По итогам проверки приходит решение о возможности регистрации товарного знака. Еще 2500 рублей надо заплатить за регистрацию в каждом дополнительном классе.
- 16 000 рублей, когда Роспатент одобрит регистрацию товарного знака. Платите перед выдачей свидетельства. За каждый дополнительный класс свыше 5 придется доплатить еще 1000 рублей. 2000 рублей платится за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.
Если не регистрировать товарный знак:
Самый известный пример того, как компания теряет деньги из-за незарегистрированного товарного знака, — случай со Скайпом. В 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком «Скай», принадлежащим телекомпании и название Skype не несёт конкретной концепции, кроме того, что он может быть облаком. Таким образом слово sky может считаться элементом слова Skype.
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.
Такие Интернет-гиганты, как Ozon, Wildberries или Lamoda не работают с поставщиками, у которых нет товарных знаков.
Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты и/или «патентные тролли», которые зарегистрируют ваш товарный знак и лишат вас бизнеса, а также потребуют компенсации за "нарушение" их "прав".
Чек-лист: проверьте, нужен ли вам товарный знак
· У вас есть уникальный узнаваемый бренд и вам важно его развивать.
· Вы не хотите, чтобы вашу идею украли и плохо повторили другие.
· Вы готовы при необходимости защищать имидж вашего бренда в суде.
· Вы планируете в будущем или уже сейчас работать по франшизе.
· Вы не хотите оплачивать компенсацию за случайное нарушение чужого товарного знака.
· Вы не хотите платить компенсации «патентным троллям», специально зарегистрировавшим ваш товарный знак.
Если вы взвесили все за и против и склоняетесь к тому, что регистрация товарного знака вам необходима, то мне можно написать на e-mail: soskina.inna@gmail.com или в Direct Instagram @inna.m.s
Если товарные знаки вам пока не актуальны, но понравилась статья, то заходите на сайт www.innasoskina.iplawyer.ru и читайте больше интересных статей.