История МиГ-21 начинается в середине 50-х годов. Тогда советские истребители уже научились преодолевать скорость звука. Новой заветной целью стала двойная скорость звука.
МиГ-19 тогда строился огромными сериями на двух заводах. А конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича уже начали разработки.
Новой идеей стало треугольное крыло, но опыта постройки истребителя такой компоновки не было. Поэтому, для подстраховки, параллельно с истребителем с треугольным крылом разрабатывался самолет со стреловидным. Первые опытные машины вышли на испытания в 1955 году и получили обозначения Е-2 и Е-4 (с треугольным крылом).
В результате сравнительных испытаний предпочтение было отдано новой компоновке. Но у МиГа появился серьезный конкурент. ОКБ Сухого представили Су-7, который превосходил по всем основным параметрам новую машину Микояна.
Положение спасло появление нового, более мощного двигателя. Благодаря ему новый истребитель, в модификации прототипа Е-6, всё-таки достиг скорости двух махов и был принят на вооружение, как МиГ-21. А серийное производство началось в 1959 году.
Конструкция
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с одним двигателем, одним килем и среднерасположенным треугольным крылом.
Стреловидное горизонтальное оперение цельноповоротное. Для повышения устойчивости установлен подфюзеляжный гребень. Шасси 3-опорное.
- Длина самолета: 15,8 м.
- Размах крыла: 7,15 м.
- Высота: 4,1 м.
Антенна прицельного радиоэлектронного оборудования расположена в подвижном конусе спереди. Он же играет роль регулируемого воздухозаборника. Потоки воздуха из него огибают кабину с двух сторон и соединяются в один.
Двигатель
По началу МиГ-21 оборудовался двухвальным турбореактивным двигателем с форсажной камерой. Тяга на форсаже составляла 5740 кгс.
- Максимальная скорость: 2175 км/ч.
- Практический потолок: 19 км.
- Взлетная масса: 6,8 т.
Позже, в различных модификациях истребителя устанавливались и новые модификации этого двигателя.
Вооружение
Сначала МиГ-21 оборудовался двумя 30-мм. авиационными пушками, неуправляемыми ракетами и свободно падающими бомбами.
В модификации МиГ-21Ф13 одна пушка была демонтирована. Зато появились самонаводящиеся авиационные ракеты "воздух-воздух", которые были копией американских ракет "Сайдвиндер".
В последующих модификациях дошло до того, что 30-мм. авиационную пушку вовсе убирали из вооружения МиГ-21, считая, что воздушный бой теперь будет строиться только на управляемых ракетах. К слову, это решение было ошибочным. И доказал это опыт МиГ-21 во Вьетнамской войне. Позже, пушку начали возвращать, подвешивая контейнер с 23-мм. пушкой ГШ23-Л под фюзеляжем. И только в модификации МиГ-21СМ (1968 г.) пушка вернулась внутрь фюзеляжа.
МиГ-21 являлся основным фронтовым истребителем советских ВВС два десятилетия, а на вооружении пробыл еще больше. Произведено более 11 тысяч экземпляров различных модификаций. За время своего существования он поучаствовал в огромном количестве военных конфликтов в самых разных уголках планеты. Всё это делает его автоматом Калашникова в сфере военной авиации.
Больше статей: Су-57 | Су-27 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Military Clan!