Найти в Дзене
Историк-дилетант

Хлебороб из репрессированных немцев

В Саратовской области, в большой и дружной семье Айснер, в 1938 году родился сын Саша. Небольшое ухоженное хозяйство, высокие мальвы вдоль забора, звонкие детские голоса во дворе, неспешные разговоры родителей за ужином и завораживающие сказки бабушки на немецком языке у кроваток внуков – вот что запомнил Саша из своего далекого детства.

Карта автономной социалистической советской республики немцев Поволжья. Фото из открытых источников
Карта автономной социалистической советской республики немцев Поволжья. Фото из открытых источников

Засыпая, внуки видели себя героями бабушкиных сказок. Только в сорок первом сказки оборвались. Саше тогда было три года.

Наскоро собрав самое необходимое, кое-как разместившись в товарных вагонах, в августе семья Айснер выехала в далекую Сибирь. В Красноярске их семью со многими другими немецкими семьями погрузили на баржу и отправили в село Юксеево Большемуртинского района.

С баржи на берег высаживались ночью. Это для детей, а их в семье было пятеро в возрасте от 9 лет до года, было особенно страшно. Они плакали и жались к своей маме. Она, как могла, утешала их, хотя и у самой от страха сжималось сердце.

Баржи на Енисее
Баржи на Енисее

Из Юксеево их направили в деревню Николаевка, где они и обосновались надолго. Первые годы были особенно тяжелыми, и о них Александр Егорович не любит рассказывать. Говорит лишь, что выжили только потому, что работали все: и взрослые, и дети. А как иначе, ведь отца забрали в трудовую армию, мать осталась одна с пятью детьми. Чтобы выжить, она меняла вещи на продукты, так и пережили зиму. 

В 1943 году отца отпустили домой по болезни. Мама была мастерица, вязала шали, шила одежду людям. Отец был хорошим сапожником, чинил валенки, сапоги и прочую обувь. Люди приносили сырую кожу для починки, а Саша с младшим братом обрезки от этой кожи жарили на печке и ели. 

В 1944 году отец поправился и пошел сторожем на ферму, а мать свинаркой. Родители стали немного зарабатывать, вот только тогда Саша смог пойти в школу. 

Ему очень нравилось учиться, но окончить он смог только 4 класса. Чтобы учиться дальше, нужно было ехать в село Межово, а как поедешь, если телогрейка, валенки и сапоги были одни на всех детей. Так окончилось детство. Да и было ли оно?

Саша возил воду на ферму для скота. Запрягать быка в водовозку сначала одному было трудно, помогали взрослые, но постепенно он освоил эту науку и три года изо дня в день по нескольку раз наполнял ведром большую бочку, чтобы потом снова этим же ведром ее выбрать из бочки на скотном дворе.

Зимой было особенно тяжело: обледенелую бочку бык тянул с трудом, и немало усилий нужно было приложить, чтобы заставить его двигаться, а обледенелое ведро просто выворачивало руки у маленького водовозчика.

Летом тоже свои трудности. После работы в колхозе нужно было помочь маме на огороде, как же в зиму без своей картошки, свеклы, капусты?

С 1952 года Александр работал прицепщиком. В 1956-м пересел на трактор: пахал, сеял, косил, цеплял по три косилки. 

А. Е. Айснер на пахоте. Фото из семейного архива Айснер
А. Е. Айснер на пахоте. Фото из семейного архива Айснер

В 1958 году всей деревней провожали Александра в армию. Служил он в Приморском крае. 

Во Владивостоке ставили электрические опоры в бухте «Большой камень», строили четырехэтажные дома. Айснер принимал участие в строительстве кинотеатра «Спутник», за что был награжден знаком «Отличник военного строительства», получил звание «Ударник коммунистического труда". 

Удостоверение к знаку "Отличник военного строительства"
Удостоверение к знаку "Отличник военного строительства"

Отслужив в армии три года, вернулся в ставшую уже родной Николаевку и не расставался с ней до тех пор, пока ее не расселили. Да и потом уехал недалеко, в село Бартат.

В первую осень после армии поступил в Миндерлинское училище, практику проходил в родном колхозе, работая на самоходном комбайне. Осенью 1962 года закончил учебу, в отпуске встретил девушку Машу, женился. Два года пожили с родителями, затем молодым дали квартиру. Саша работал механизатором, а Маша стала поварихой.

Новый "железный конь" - комбайн. Фото из семейного архива Айснер
Новый "железный конь" - комбайн. Фото из семейного архива Айснер

В 1970 году Александру Егоровичу вручили медаль « За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», в 1976-м награжден знаком «Ударник девятой пятилетки». 

В 1980 году Айснеру присвоили звание «Гвардеец жатвы» за успехи в уборке урожая. 

В 1987г. за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР награжден бронзовой медалью ВДНХ.

Удостоверение к медали ВДНХ
Удостоверение к медали ВДНХ

Имя А. Е. Айснера славилось не только в селе и районе, но и в крае.

Был он не только простым комбайнером, но и инициатором многих начинаний. Так, он организовал семейный подряд, вместе с ним работали на колхозном поле его сыновья и брат. Его трудовой стаж составил 45 лет.

А. Е. Айснер
А. Е. Айснер

Александр Егорович никогда не жаловался, что много работы, что она ему надоела. Наоборот, он всегда говорил, что рад тому, что вся его жизнь была в работе.

Даже на пенсии ни дня не сидел без дела: и хозяйство держал, и грибы-ягоды летом в своей родной Николаевке собирал, и двор у него всегда был в цветах. 

Урожай лука. Фото из семейного архива Айснер
Урожай лука. Фото из семейного архива Айснер

Одному из первых ему присвоили звание «Почетный житель села Бартат».

Если такими людьми богата страна, то ей ничего не страшно. Слава и почет им, низкий поклон!