Многие знают Михаила Афанасьевича Булгакова, как писателя и драматурга, человека, которого всецело поглощало творчество, он занимался театральными постановками и иногда принимал в этом участие, но мало кто знает, что путь известного автора начался с медицинского факультета Киевского университета. Булгаков всегда понимал свое предназначение, с детства рисовал карикатуры, играл на рояле, писал стихи, но в1909 году будущему писателю было необходимо сделать выбор. К этому времени в семье Булгакова уже сформировалась династия врачей, на примере которых Михаил Афанасьевич понимал, что эта именно та профессия, которая сможет обеспечить его материальные потребности. «Это было как-то в воздухе нашей семьи — и Михаил выбрал свою профессию, свою медицину обдуманно и сознательно. И он любил свою медицину», — писала родная сестра писателя Надежда.
Учеба юноши пришлась на трагичные события Российской Империи, Булгаков хотел уйти на фронт, но не прошел медкомиссию. В качестве военного врача он все-таки себя попробовал, его желание спасать жизни, быть полезным перевешивала все обстоятельства. Прифронтовые госпитали наблюдали за писателем в разных медицинских амплуа, помогал организовывать лазарет, был врачом-санитаром и даже хирургом. Первая мировая война не оставила никого равнодушным, колоссальные потери и искалеченные судьбы своими глазами видел писатель. Булгаков научился искусно ампутировать конечности, спасая пациентов от гангрены. Студент-Булгаков зарекомендовал себя, как врача и получил диплом с отличием.
В медицинской практике Михаил Афанасьевич был терапевтом, акушером, хирургом и венерологом. В характеристике о нем отзывались так «зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником на земском поприще». Многофункциональность этого человека восхищает, он виртуозно проводил операции разной сложности на разных органах, оставаясь хладнокровным, а ночью писал «Записки юного врача», где можно прочувствовать его эмоциональное состояние. В этом произведение он откровенен нисколько с читателем, сколько с самим собой. Иногда он ненавидел свою работу, она приносила ему моральный дискомфорт, угнетение и тяготы ответственности «Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь.», но были и дни, когда любовь к «своей» медицине наполняла его вновь, тогда появлялись новые записи в его произведении «Ко мне могут привести какой угодно каверзный или сложный случай, чаще всего хирургический, и я должен стать к нему лицом, своим небритым лицом, и победить его»
«Записки юного врача» — это исповедь молодого писателя, чье сердце еще не очерствело, чья душа разрывалась от безысходности и беспомощности, чьи чувства мозг старался охладить. Булгаков не романтизировал медицину, белые халаты и прочую атрибутику доктора, но заострял особое внимание на уставшее, изнеможенное лицо, на знания, которые нужно получать постоянно, на ход операции, доказывая читателю тяжесть этого несоизмеримого труда. В какой-то степени он осуждал ярых противников медиков и медицины, потому что им никогда не понять весь трагизм этой профессии «Я вдруг вспомнил кое-какие рассказы и почему-то почувствовал злобу на Льва Толстого. «Ему хорошо было в Ясной Поляне, – думал я, – его, небось, не возили к умирающим…».
«У Михаила Афанасьевича есть одно остросоциальное медицинское произведение, где автор поднял важные проблемы такие как зависимость, безысходность, человеческая слабость и действия морфия. «Морфий» — это рассказ, который показал побочные действия известного и широко применимого в те годы препарата. В большинстве своем заложниками наркотика были врачи и их жены. Сначала они принимали морфий в качестве обезболивающего или антигистаминного, а потом их организм требовал еще, этот круг предотвратить было практически невозможно, но сам Булгаков смог победить эту болезнь. Именно свой опыт описал автор, заканчивая произведение тем, чем заканчивалась жизнь большинства зависимых больных.
Творение Булгакова называли дневником морфиниста, но его герой доктор Сергей Поляков говорил: «Это не дневник, а история болезни». Наркозависимость — это действительно болезнь, которая губительно влияла на органы, нервную систему. Она создавала человеку картинку, в которой он терял действительность, чувствовал эйфорию и повышал свою работоспособность. Писатель расписывал до боли знакомые ощущения героя поминутно, подробно рассказывая состояния и чувства «Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием. В самом деле: куда, к чёрту, годится человек, если малейшая невралгийка может выбить его совершенно из седла!». После приливов энергии, когда наркотик прекращал свое действие Поляков снова возвращался в свое депрессивное состояние, понимая, что жизнь его не имеет никакого смысла, пытался существовать.
Самое сложное в этой болезни то, что человек не имеет столько мужества признаться себе в том, что это проблема существует и ее нужно лечить. В своем привычном болезненном виде главный герой чувствовал себя хорошо, но он оценивал свое состояние и видел наперед, что будет дальше. Так, как Поляков имел медицинское образование и врачебную практику, его знания обеспечивали пониманием вреда, он знал, что и как его медленно убивает, но внутренняя слабость не позволяла это прекратить. Попытки лечения были тщетны, в своих дневниках персонаж писал «Я — несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин — сквернейший и коварнейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой, а сегодня я — полутруп...». Попытки сменить наркотик и прекратить употребление герою постоянно мешают обстоятельства, когда он осознал всю трагичность и ничтожность своей судьбы, решил лечиться, но было поздно. Организм доктора Полякова не выдержал.
Исповедь автора показала читателю весь ужас употребления морфия. Симптомы, боль, страх и отрешенность от жизни знакомы Булгакову на личном опыте, поэтому он достоверно описал это в своем произведение. «Морфий» был создан для предостережения общества, чтобы люди понимали последствия. Семья Михаила Афанасьевича пыталась скрыть тот факт, что он был зависим, но Булгаков не стал умалчивать и из личной трагедии создал поучительный рассказ.
Медицинская практика играла большую роль в творчестве Булгакова, она делала его произведения реалистичными и правдивыми. В «своей» медицине писатель черпал вдохновения, рождалась идея, а после мастерски воплощалась благодаря таланту, личному опыту и практике писателя. Доктор Булгаков реализовал себе не только, как врач, но и как гениальный автор, с личной и профессиональной болью, которая отзывалась в сердцах людей. В своих произведениях он показал развитие медицины, появились новые диагнозы со своими особенными анамнезами. Писатель предоставил читателю ужасающие подробности и показал истинные чувства врача. Доктор Михаил Афанасьевич спасал пациентов и делал сложные операции, свою юность он посвятил благородному труду. Полет фантазии Булгакова подарил русской литературе много великих произведений, он яркий пример того, что талантливый человек талантлив во всем.