Летом 1999 года впервые в поселке Якша на базе заповедника начал работал экологический лагерь для школьников Троицко-Печорского района. В тот первый год в их числе были и такие дети, которых направили в лагерь чтобы они по деревням и посёлкам не слонялись, так сказать «трудные дети». Их не интересовали ни лекции, ни фильмы, ни экскурсии по экологической тропе. К счастью таких было немного и не они создавали общее настроение, но уже в последующие годы желающих попасть в лагерь было столько, что участников отбирали на конкурсной основе, часто по рекомендации учителей биологии. В первый год работы лагеря я обратился к ребятам с такой просьбой: «Пока в нашем лагере мало оборудования и это не удивительно, так как неизвестно, что из него получится. Вкладывать деньги в бесперспективное дело никто не будет. От вашего поведения зависит его дальнейшая судьба. Пока мы все вместе работаем на авторитет лагеря, надеюсь, что в дальнейшем авторитет будет работать на лагерь. Вы, первые участники, не сможете воспользоваться его плодами, но ими воспользуются ваши младшие братья и сестры, младшие друзья». Надо сказать, что за все эти годы серьёзных нарушений дисциплины, порядка в лагере не было.
С каждым годом росло число школьников в смене. В первый год было 15 школьников и одна смена, потом 18, в последующие годы 24 школьника и 2 смены, в последние годы моей работы начальником отдела экологического просвещения заповедника было 3 смены. Каждый год условия менялись и приходилось всякий раз планировать работу по-новому. Лагерь был популярен среди школьников. Некоторые участники приезжали по второму и третьему разу. Многие, отдохнув в первую смену, просили оставить их и на вторую.
Мы пытались организовать столовую в заповеднике, но не смогли выполнить все требования, предъявляемые к таким пунктам питания санитарно-эпидемиологической службой. Пришлось срочно переходить в школьную столовую. Со временем мы нашли наиболее удобную форму сотрудничества заповедника, районного управления образования, администрации поселка Якша при проведении экологического лагеря школьников. Правительство Республики Коми через районное управление образования осуществляло финансовое обеспечение лагеря. Заповедник взял на себя практическую работу со школьниками в лесу, музее, на лосеферме, выделял для лагеря постельное бельё, резиновые надувные лодки для сплава по Печоре. Районное управление образования формировало группы из учащихся школ района и назначало начальника лагеря, воспитателей. Руководство школы в посёлке Якша предоставляло жильё, столовую. На плечи учителей ложилась воспитательная работа и досуг школьников. Администрация поселка Якша помогала с обеспечением лагеря продуктами (продавцы делали скидку на массовую закупку), транспортом. Жили воспитатели и ребята в школе, здесь же питались в школьной столовой, устраивали вечера отдыха.
Такое разделение труда сложилось по следующим причинам. Средства заповедника ограничены, поэтому взять на себя дополнительные расходы на лагерь он не мог. С другой стороны, его сотрудники знают животный и растительный мир, имеют опыт научных исследований и навыки жизни в лесу, поведения на воде, знают окружающие леса и реки, происхождение названий урочищ, историю края. Ребята требуют к себе внимания и после занятий. Первую половину дня с ними занимались сотрудники заповедника, а в послеобеденное время с ребятами работали воспитатели, привлечённые учителя из школ посёлков Якша, Троицко-Печорска и Комсомольска. Нам, работникам заповедника, такой режим работы удобен был тем, что позволял принимать в заповеднике и другие приезжающие к нам группы экскурсантов, проводя экскурсии в музее, на экологической тропе во второй половине дня.
В пределах наших возможностей мы разнообразили экскурсионные маршруты и занятия. Ребята получали знания о жизни тайги, узнали о научной работе сотрудников заповедника, о значении этой особо охраняемой территории в сохранении биологического разнообразия тайги, ознакомились с современными методами работы. На экскурсиях им рассказывали, как сформировался современный рельеф местности, историю района, какие растения его населяют, роль лесных пожаров. Ходили ребята на метеостанцию и на поселковую очистную станцию. В конце смены лагеря участники писали рефераты, лучшие из которых отмечали грамотами, призами и памятными сувенирами.
Кроме полученных знаний, отдыха на природе есть ещё немало положительных факторов в таком лагере. Для некоторых ребят поездка в лагерь - это единственная реальная возможность сменить обыденную обстановку глухой деревни, увидеть другие поселки района, приобрести новых друзей. Многие впервые участвовали в походе, ночёвке в лесу в палатке или в избушке, готовили самостоятельно еду на костре. Всем ребятам приходилось выступать со своими рефератами перед новой аудиторией. Большинство признавались, что очень волновались перед выступлением, но это полезное переживание, ребята приобретали небольшой опыт выступлений, владения собой. Это особенно важно тем, кто собирался продолжить образование после школы.
На средства, выделенные Правительством Республики Коми, заповедник приобрел 6 двухместных резиновых лодок. Мы заезжали на автомашине по дороге вверх по Печоре на 28 км выше поселка и сплывали до лагеря 2 дня. По мнению ребят, путешествие на лодках - это самое интересное за всё время работы лагеря. Все были предупреждены, что нарушитель дисциплины в поход не пойдёт. За всё время работы лагеря это наказание было осуществлено только однажды.
Может возникнуть вопрос, что же превалировало - обучение или отдых. Трудно сказать. Скорее всего, присутствовала, какая-то золотая середина. В начале работы лагеря и в самом конце ребята проходили медицинский осмотр. Сравнение результатов показало, что большинство ребят за 18 дней похудело на 50-100 грамм, но выросли на 1-2 см. Разочаровались ли они, что согласились приехать сюда? Думаю, что нет. Это убеждение основывалось на том, что ни разу не слышал от ребят вопроса, а скоро ли они отсюда уедут. Они интересовались, будет ли лагерь работать и на следующий год. Выражали желание приехать ещё раз или остаться на следующую смену.
И все же, что такое экологический лагерь - это место отдыха или учебы? Среди нас взрослых, которые работали с детьми, не было единого мнения. Занятия должны проводиться, но они не должны быть утомительными. Я не говорю, что они не могут быть трудными. Утомительный и трудный - это две большие разницы. Утомительный - это в первую очередь усталость души, трудный - усталость тела. При бодром самочувствии можно очень много сделать, не чувствуя усталости.
Так было…
Возможно ли возродить работу экологического лагеря? Убеждён, что в нынешних условиях это не реально. Сейчас даже на один день привезти группу школьников проблематично. Надо столько выполнить условий, заполучить разрешающих бумаг, что проще махнуть на это дело рукой. Едут ли в заповедник люди? Да едут, но едут семьи на своих машинах не ограниченные никакими запретами.
Участников нашего экологического лагеря прошу поделиться ВАШИМИ впечатлениями в комментариях.