Чехова ставят все, но удается это очень немногим. Нельзя сказать, что у одного из лучших советских режиссеров не получилась экранизация чудесного рассказа классика отечественной литературы.
Речь пойдет о не совсем удачном выборе актеров.
В 1969-1970 годах вышли на экраны две экранизации рассказа А.П. Чехова «Цветы запоздалые».
Режиссер А. Роом снял широкоэкранный фильм с одноименным названием по своему сценарию. На роль Маруси он пригласил молодую актрису Ирину Лаврентьеву, доктора Топоркова сыграл Александр Лазарев.
В этой экранизации мне понравилась игра А.Лазарева и Инны Ульяновой, выступившей в роли Калерии Ивановны. Блестящая характерная роль, несомненная удача Ульяновой. Ее «Кавалерия Ивановна» показала мощь и нахрапистость хамства перед теми, кто не может ему противостоять.
В. Золотухин совсем не попал в роль даже спившегося князя Приклонского. Его Егорушка больше похож на Бумбараша, чем на аристократа пусть обедневшего и морально разложившегося.
Не удавались Золотухину роли господ. В этом фильме он очень переигрывал и сделал Егора Приклонского полным Петрушкой.
Лазарев есть Лазарев, актер замечательный, роль доктора Топоркова ему очень подошла. Попадание и внешнее и по стилю игры всегда неторопливого, эмоционально сдержанного артиста.
В этот же год на телеэкраны вышла еще одна экранизация рассказа А.П. Чехова «Цветы запоздалые». Речь идет о телеспектакле ПО «Экран» в постановке режиссера Анатолия Наля. Примечательно, что автором сценария стал Юрий Карлович Олеша.
Я считаю эту версию экранизации Чехова более близкой к первоисточнику и более удачной. Это мнение сложилось в основном из-за выбора актрисы на роль Маруси Приклонской. В телеспектакле ее сыграла великолепная Елена Соловей.
Мария Приклонская - одни из немногих чеховских положительных женских образов. В ней аристократизм и утонченность должны сочетаться с всеобъемлющей любовью, прощением и пониманием всех и вся.
Внешность, интонации, манера игры Е. Соловей просто идеально подходят для этой роли. Я верю ее Марусе во всем. Она любила брата, она полюбила Топоркова таким, как есть.
Топоркова в спектакле сыграл Михаил Зимин. Если этот актер и уступает внешне Александру Лазареву, то в дуэте с Еленой Соловей он выглядит очень органично.
Очень сильный монолог признания Маруси совсем не получился у И. Лаврентьевой в фильме А. Роома. Ее героиня пышет здоровьем, совершенно непонятно, почему она вдруг повалилась без сил. Игра там, простите «на троечку». У меня не возникает вопросов относительно того почему эта актриса больше ничего стоящего не создала.
И диалог с Топорковым блекнет у Лаврентьевой в сравнении с Е. Соловей. Последней опять бесспорно верю - она любит доктора таким, как есть. Ей не важно, что он складывает «пятерки к пятеркам», она все поймет и все простит.
В телеспектакле совершенно замечательный Егорушка, его сыграл Юрий Пузырев. Это пьющий, безвольный человек, но не вызывает сомнения, что он князь. Он любит мать и сестру, переживает за них, но ничего не хочет предпринять. Повторю, у Золотухина Егор не получился, он сыграл не пойми кого, но не князя.
И дуэт Маруси с ее братом более удачен в телеспектакле. Там у Егорушки видны проблески сожаления и страдания, становится понятно, почему Маруся все-таки продолжает его любить.
Маруся - центральный персонаж этого произведения. Все держтся в основном на ней. Елена Соловей на сто очков переиграла в этой роли И. Лаврентьеву.
Нельзя приглашать на центральную роль посредственную актрису. Не знаю, чем так поразила А. Роома И. Лаврентьева. Если бы не замечательный Топорков Александра Лазарева, фильм вообще не состоялся бы. Одна Калерия Ивановна Ульяновой его бы не вытянула.
Все сказанной в статье, личное мнение автора о двух экранизациях одного и того же рассказа А.П. Чехова. Очень хотелось бы узнать мнение читателей об этих двух фильмах. Какую версию вы считаете лучшей и почему?