То ли возраст, то ли количество экскурсий по Москве и прослушанных блистательных лекций по истории и архитектуре нашего любимого города в тандеме с яркими эмоциями, вызванными вторым в моей жизни профессиональным погружением в Real Estate (теперь в части big data и location intelligence и best use анализа), постепенно приводит к вниманию к интересным деталям.
Например, техника декора фасадов «сграффито» - такой элегантный и спокойный: неяркие красивые цвета, всегда идеально вписанные в архитектурное пространство и среду, талантливые и лаконичные изображения! Я эти черты люблю во всём😊, даже в характерах людей😊, и в одежде😊
Как и другие интересные явления, сграффито на протяжении многих веков последовательно впитывал себя талант и мастерство нескольких поколений художников и мастеров еще со времен итальянского ренессанса в шестнадцатом веке, затем - культурные штрихи ар-нуво / модерна в девятнадцатом веке в Бельгии, Франции, Австрии, Чехии и др., и в двадцатом – настроение молодых художников Советского Союза в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИНе) в двадцатых годах, и чуть позже - новаторство монументально-декоративного искусства в Советском Союзе в шестидесятых – семидесятых. В интернете по слову «сграффито» можно найти невероятной красоты и обаяния работы на фасадах зданий европейских стран и бывших республик Советского Союза.
Я влюбилась в московскую работу😊 - на экскурсии наилюбимейшего Андрея Леднёва мы увидели жилой дом №10 в соединяющем Остоженку и Пречистенку Мансуровском переулке. Дом построен 1939 году по проекту великолепного талантливого архитектора Мухтара Сейдаметовича Шерфединова.
Мухтар Сейдаметович ушел добровольцем на фронт и погиб в феврале в 1945 г. на 38-м году жизни.
Другие работы Мухтара Шерфединова запланировала посмотреть и изучить этим летом.
Кстати, если более широко посмотреть на появление техники сграффито (что значит «процарапывание», и в названии техники архитектурного декора означает специальный тип нанесения изображения, когда наносят два или более разноцветных слоев штукатурки и затем на верхнем слое процарапывают изображение таким образом, чтобы стал виден второй слой), то и в Древнем Египте и затем в Древней Греции такая техника использовалась при расписывании посуды и тд.
Получается, что нить времен протянулась на Мансуровский из Древнего Египта.