Найти тему
StP: звук и тишина

Здания, которые звучат. Как музыка вдохновляет архитекторов

Музыку нельзя увидеть, архитектуру – услышать. И все же талантливые архитекторы соединяют два таких разных вида творчества и получают невероятную и потрясающую смесь.

Концертный зал имени Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США)

Этот концертный зал, построенный в 2003 г. по проекту Фрэнка Гери, воплощает собой застывшую звуковую волну от игры на музыкальном инструменте. Но не только фасад делает это здание особенным: внутри располагается необыкновенный орган, похожий на пучок трубок, торчащих в разные стороны. Несмотря на экстравагантную форму, инструмент очень понравился музыкантам. А специалисты высоко оценили акустику зала. Сейчас здесь проходят как концерты, так и другие мероприятия. Например, премьера фильма «Матрица: Революция».

А вот с фасадом вышла проблема. Изогнутые металлические поверхности аккумулировали солнечные лучи, из-за чего температура тротуара рядом с залом достигала +60 °С, а жители соседних домов жаловались на сильную жару. Так что в 2005 г. здание подверглось реконструкции.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Музей популярной культуры (Сиэтл, США)

Это еще один проект Фрэнка Гери. Вдохновением для архитектора послужила музыка Джимми Хендрикса и ее реальное воплощение – гитара Fender Stratocaster, которую музыкант разбивал после каждого концерта. Работая над проектом, Гери использовал фотографии и настоящие останки разбитых инструментов.

Не всем понравилось здание музея. Журнал Forbes сказал, что оно входит в десятку самых уродливых строений. Критик из The New York Times сравнил музей с морским существом, которое выползло на берег и умерло там. Кто-то называл музей «кляксой», кто-то «геморроем». Но есть и те, кто уверен: лучшего места для музея и коллекции памятных вещей Хендрикса, придумать нельзя.

Павильон Philips «Электронная поэма» (Брюссель, Бельгия)

К сожалению, до наших дней это здание не дошло. Оно было построено в 1958 г. архитектором Ле Корбюзье совместно с композитором Янисом Ксенакисом специально для Международной выставки. К тому времени Ксенакис написал известное произведение – «Метастазис». Оно начиналось с медленно поднимающихся звуков струнных, что очень напоминает форму павильона.

Внутри разворачивалось уникальное представление, соединившее музыку и кино, с использованием передовых технологий Philips. За два с половиной года павильон посетили более миллиона человек.

Не все проекты воплотились в жизнь…

Не всем «архитекторам-композиторам» везет. Задумки некоторых кажутся слишком радикальными и дерзкими и так остаются на стадии проекта. Это случилось, например, с Кардиффским оперным театром авторства Захи Хадид. Он должен был располагаться в Кардиффе, Уэльс (Великобритания).

Для поиска наилучшего проекта был объявлен международный конкурс. Заха Хадид представила театр как стеклянную волну, окружающую главное здание театра. Это была не только обычная волна воды, но и звуковая.

К сожалению, проект Хадид сочли слишком авангардным. Председатель фонда оперного театра Кардифф-Бей отказался от него, сказав, что он был бы уместен в Лондоне, но не в Уэльсе.

Хадид дали второй шанс, позволив участвовать в конкурсе повторно, – и вновь она победила. Проект опять забраковали: СМИ назвали его «элитарным и уродливым», а власти отказались спонсировать постройку театра. В итоге был выбран более классический проект, отвечающий вкусам уэльсцев.

Читайте также – «Самые креативные аудиоколонки».