Музыку нельзя увидеть, архитектуру – услышать. И все же талантливые архитекторы соединяют два таких разных вида творчества и получают невероятную и потрясающую смесь.
Концертный зал имени Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США)
Этот концертный зал, построенный в 2003 г. по проекту Фрэнка Гери, воплощает собой застывшую звуковую волну от игры на музыкальном инструменте. Но не только фасад делает это здание особенным: внутри располагается необыкновенный орган, похожий на пучок трубок, торчащих в разные стороны. Несмотря на экстравагантную форму, инструмент очень понравился музыкантам. А специалисты высоко оценили акустику зала. Сейчас здесь проходят как концерты, так и другие мероприятия. Например, премьера фильма «Матрица: Революция».
А вот с фасадом вышла проблема. Изогнутые металлические поверхности аккумулировали солнечные лучи, из-за чего температура тротуара рядом с залом достигала +60 °С, а жители соседних домов жаловались на сильную жару. Так что в 2005 г. здание подверглось реконструкции.
Музей популярной культуры (Сиэтл, США)
Это еще один проект Фрэнка Гери. Вдохновением для архитектора послужила музыка Джимми Хендрикса и ее реальное воплощение – гитара Fender Stratocaster, которую музыкант разбивал после каждого концерта. Работая над проектом, Гери использовал фотографии и настоящие останки разбитых инструментов.
Не всем понравилось здание музея. Журнал Forbes сказал, что оно входит в десятку самых уродливых строений. Критик из The New York Times сравнил музей с морским существом, которое выползло на берег и умерло там. Кто-то называл музей «кляксой», кто-то «геморроем». Но есть и те, кто уверен: лучшего места для музея и коллекции памятных вещей Хендрикса, придумать нельзя.
Павильон Philips «Электронная поэма» (Брюссель, Бельгия)
К сожалению, до наших дней это здание не дошло. Оно было построено в 1958 г. архитектором Ле Корбюзье совместно с композитором Янисом Ксенакисом специально для Международной выставки. К тому времени Ксенакис написал известное произведение – «Метастазис». Оно начиналось с медленно поднимающихся звуков струнных, что очень напоминает форму павильона.
Внутри разворачивалось уникальное представление, соединившее музыку и кино, с использованием передовых технологий Philips. За два с половиной года павильон посетили более миллиона человек.
Не все проекты воплотились в жизнь…
Не всем «архитекторам-композиторам» везет. Задумки некоторых кажутся слишком радикальными и дерзкими и так остаются на стадии проекта. Это случилось, например, с Кардиффским оперным театром авторства Захи Хадид. Он должен был располагаться в Кардиффе, Уэльс (Великобритания).
Для поиска наилучшего проекта был объявлен международный конкурс. Заха Хадид представила театр как стеклянную волну, окружающую главное здание театра. Это была не только обычная волна воды, но и звуковая.
К сожалению, проект Хадид сочли слишком авангардным. Председатель фонда оперного театра Кардифф-Бей отказался от него, сказав, что он был бы уместен в Лондоне, но не в Уэльсе.
Хадид дали второй шанс, позволив участвовать в конкурсе повторно, – и вновь она победила. Проект опять забраковали: СМИ назвали его «элитарным и уродливым», а власти отказались спонсировать постройку театра. В итоге был выбран более классический проект, отвечающий вкусам уэльсцев.
Читайте также – «Самые креативные аудиоколонки».