Найти тему
В кино с Варварой

Самые дорогие жемчужины великого советского композитора Исаака Дунаевского

Оглавление

Прошло более ста лет со дня рождения композитора, а его песни были и остаются любимыми мелодиями нескольких поколений. Их исполняют на эстраде, в концертных залах, в домашнем кругу. Звучат они и с экранов телевизоров…

1900 год. Маленький уездный городок Лохвица близ Полтавы. 30 января в семье банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского родился мальчик, которому дали имя Исаак. Семья Дунаевских была музыкальной. Мама и дедушка играли на разных инструментах, а дядя был виртуозным гитаристом, часто устраивал в доме музыкальные вечера. Здесь звучала украинская, русская и еврейская музыка.

-2

Исаак был самым талантливым из пяти братьев Дунаевских — будущих музыкантов. В шесть лет он знал музыкальную грамоту, в семь — играл на рояле и уже выступал, с восьми лет учился игре на скрипке, а с десяти лет юный композитор сочинял музыку. Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе.

-3

Личная семья Исаака Дунаевского тоже была даровитой. Первой любовью композитора была театральная звезда Харькова времён гражданской войны Евгения Леонтович. В 1922-м она уехала в Европу, далее засветилась в Голливуде. Евгения Леонтович Далее у него был роман с актрисой Верой Юреневой, считавшейся одной из первых красавиц Харькова. Дважды был женат.

Первая жена - Мария Павловна Швецова, студентка музыкального училища. Поженились в 1921 году, но брак быстро распался. Вторая жена - Зинаида Александровна Судейкина (1902-1979), петербургская балерина. Она родилась в деревеньке Андреевка Змиевского района Харьковской губернии, воспитывалась у сестры матери в Петрограде. В виду особой одаренности Зинаида училась в хореографическом училище за казенный счет, но революция разбила ее мечту об императорской сцене. Пришлось вернуться домой в Андреевку, потом в Харьков, где юная балерина поступила солисткой в оперетту. Поженились в 1925 году.

Исаак Дунаевский и Зинаида Судейкина
Исаак Дунаевский и Зинаида Судейкина

В браке в 1932 году родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (умер в 2000-м), московский художник-«станковист».

-5

Композитор имел много романов на стороне. Одной из его пассий была актриса Лидия Смирнова. По слухам, он даже собирался уйти из семьи и жениться на Смирновой, но та к нему охладела.

Внебрачный сын - Максим Дунаевский (1945 г.р.). Родился от отношений с балериной Большого театра Зоей Ивановной Пашковой (1922-1991). Фамилию отца Максим Дунаевский получил в 16-летнем возрасте (др этого был Пашков), по специальному решению государственных и партийных инстанций, принявших во внимание его необычайную музыкальную одарённость.

-6

Сам Максим Дунаевский вспоминал: "Мама рассказывала, что забеременела cлучайно, ещё война шла, они с отцом работали в ансамбле ЦДКЖ, ездили по фронтам и тылам - было не до рождения детей. Но они решили меня оставить. Папа был фантастическим сердцеедом, несмотря на маленький рост - 1 м 60-62 см. Он был, как Чарли Чаплин, очень худой, но при этом хорошо сложен. Женщины за ним просто табунами ходили: он обладал невероятным, подкупающим всех обаянием. Мог очаровать любую. Например, как мою маму в 19 лет, будучи на 20 лет её старше, написав ей романтическую записочку за кулисы".

-7

Максим с мамой были второй семьей Исаака Дунаевского, чего он, впрочем, не скрывал от общественности. "Папа жил на две семьи. То есть жил он с нами, с мамой моей красавицей, но ту семью он не бросал, обеспечивал. Когда ему надо было много работать, он там даже оставался в своём кабинете, ночевал. Кстати говоря, мы общались, мой старший брат приезжал к нам домой, он прекрасно знал мою маму, и мама к нему прекрасно относилась", - рассказывал Максим. Максим Дунаевский - знаменитый композитор, автор музыки к кинофильмам «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.

В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак уже оканчивал обычную гимназию и одновременно - консерваторию по классу композиции и скрипки. После окончания гимназии и консерватории Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность.

К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.

Недолго думая, Исаак Осипович согласился. Это стало первым профессиональным успехом композитора. Спустя некоторое время Исаак Дунаевский дослужился до должности заведующего музыкальной частью. В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу.

В 1929 году композитор переселяется из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в качестве композитора и дирижера открывшегося эстрадно-музыкального театра Мюзик-холл. В Ленинградском мюзик-холле постоянно выступал со своим джазом Леонид Утесов. Там и произошла встреча двух замечательных музыкантов, перешедшая в многолетнюю дружбу. Дунаевский сразу же увлекся джазом и стал писать музыку для ансамбля Утесова. Уже зрелые к тому времени музыканты очень часто работали вместе. «Я любил эти встречи», — писал Утесов. — «Меня особенно увлекала в Дунаевском способность целиком отдаваться музыке, не замечая окружающего».

-8

В 1933 году вместе с авторами В. Массам и Н. Эрдманом создает для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».

И именно знаменитый советский джазист свёл Исаака с начинающим комедиографом Григорием Александровым на своей квартире. Новая комедия режиссёра была только в планах, а Дунаевский уже предложил музыкальные темы для неё. По воспоминаниям очевидцев, Дунаевский подошел к роялю. «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать... ». И он в раздумье опустил руки на клавиши. Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы… Это были знаменитые «Весёлые ребята».

С Александровым Дунаевский создал несколько популярнейших фильмов, по сути создав новый жанр советской комедии, но и с другими режиссёрами Исаак Осипович поработал на славу.

Это был период расцвета песенного творчества Дунаевского. Тогда, 30-е годы, кинематограф пришел звук и «Великий немой» не только заговорил, но и запел. Начиная с 1934 года, и вплоть до первых дней Великой Отечественной войны, на экране безраздельно царил Исаак Дунаевский.

-9

Но вернемся к фильму «Веселые ребята». Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных опусов. Но наиболее возвышающимся над всеми остальными номером эксцентричной картины и ставшим настоящим кредо композитора, безусловно, является «Марш весёлых ребят».

-10

Его можно назвать гимном песне, как важнейшей части жизни человека. Он о том, как реально много песня значит для нас. Марш сделан живо и непринуждённо, в весёлом джазовом обрамлении. В Венеции, куда отправили картину, «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду.

Вскоре «Марш весёлых ребят» обошёл весь мир и стал одной из первых международных молодёжных песен! «И, как знать, имели бы мои фильмы успех, – признался Александров, - если бы ни встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом». Совместно они создали музыкальные кинокомедии «Цирк», «Волга-Волга», «Весна».

В 1936 году Дунаевский написал музыку и ко второй по счёту легендарной комедии Александрова - «Цирку».

Работоспособность композитора была титанической - он буквально бегал по «Мосфильму» и работал одновременно над музыкой к разным фильмам, «с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр». Основной песней к очередному шедевру Александрова стала «Песня о родине». Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР.

За шесть лет композитор написал музыку к 16-ти кинофильмам. Песни из кино стали популярными. До Дунаевского ни в советском, ни в зарубежном кино не было автора которому удалось подняться до высот Композитора-Режиссёра.

Широк как Волга жанровый диапазон музыкальных тем и песен в следующей популярнейшей комедии Александрова «Волга-Волга» 1936 года.

Фильм, как и прочие, насыщен гениальной музыкой Дунаевского. Давайте прослушаем одну из песен фильма.

В июне 1941 года прервалась мирная созидательная жизнь нашего народа. Великая Отечественная война внесла новые черты в биографию страны, в биографии людей.

«Настал исторический час, когда всю нашу творческую энергию, всю впитанную в кровь и сознание любовь к Отчизне, весь накопленный опыт и мастерство, всю нашу гордость и достоинство советских художников мы должны влить в произведения, направленные на службу народу, на помощь ему в героической борьбе с фашистскими ордами Гитлера! Нечего и говорить, что я целиком отдам ей все свои силы»,— так определил Дунаевский в эти дни задачи для себя.

По заданию Главного политуправления Красной Армии он с руководимым им ансамблем ЦДКЖ отправляется в длительную концертную поездку. Специально для этой поездки композитор написал несколько злободневных песен, а одна из них получила широкое распространение и полюбилась многим поколениям людей. Это мужественно-лирическая «Моя Москва» на стихи М. Лисянского и С. Аграняна.

Созданная в 1942 году она долгое время считалась неофициальным гимном нашей столицы.

После войны Дунаевский жил и работал в Москве. Им написана музыка к фильмам «Весна», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Запасной игрок» и др. Музыка Дунаевского звучит почти в 30 фильмах, а песни подхватываются зрителем и исполняются на эстраде.

В 1947 году на киноэкраны выходит кинокомедия Александрова «Весна» с блистательной музыкой Дунаевского.

Ещё одной знаковой советской картиной стали «Кубанские казаки» 1949 года другого мэтра отечественного кино Ивана Пырьева.

Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к Пырьеву после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». В феврале 1949 года на киностудии «Мосфильм» был одобрен сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Весёлая ярмарка». На роль Пересветовой была утверждена супруга Пырьева — Марина Ладынина, которая постоянно снималась в фильмах мужа. На роль Гордея Ворона после долгих поисков и проб был выбран актёр театра имени Вахтангова Сергей Лукьянов. На роль колхозницы Даши несколько неожиданно утвердили тогда малоизвестную актрису Клару Лучко. Лучко рассказывала, что где-то в коридорах столкнулась с Иваном Пырьевым, и он, взглянув на неё, сказал: «Приходи на пробы!», хотя в официальном списке актрис, рекомендованных на пробы, Лучко не числилась. По окончании съёмок знакомство Лукьянова и Лучко имело продолжение: они поженились и прожили в браке пятнадцать лет, до кончины Лукьянова.

Исаак Осипович Дунаевский отдал музыке всё свое сердце. 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра оно не выдержало. Композитор не успел осуществить всё намеченное, жизнь трагически оборвалась, он умер за работой, когда писал музыку. Ему было 55 лет… Похоронен был Исаак Осипович на Новодевичьем кладбище в Москве…Друзья и близкие композитора запомнили его обаятельным и энергичным человеком, который очень любил жизнь.

-11

В нём привлекало всё: щедрость души и необыкновенная человеческая доброта, любознательность и целеустремлённость, трудолюбие и колоссальная работоспособность. Композитор оставил нам огромное творческое наследие: 12 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, музыка к 88 драматическим спектаклям и 32 кинофильмам, Им было создано свыше 90 различных сочинений для джаз-оркестра и эстрады. симфонических и фортепианных произведений.

Но, пожалуй, самые дорогие «жемчужины» Дунаевского - это его песни, которых он написал более ста.

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!

Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

В эту советскую королеву романса были влюблены американский миллионер Арманд Хаммер, писатели Зощенко и Маршак

Вы удивитесь, когда узнаете о происхождении популярной песни "По Дону гуляет казак молодой"

Неубедительные роли Любови Орловой - советской Марлен Дитрих