Найти тему
Все о танках

Танк Т-28 - первый советский трёхбашенный средний танк.

Во время визита советской закупочной комиссии возглавляемым И.Халепским в Англию, ими был замечен проходивший в то время испытания танк А6 компании «Виккерс». Танк вызвал серьезную заинтересованность советских специалистов. В начале лета 1930 г., представителями фирмы прошли переговоры в ходе которых, английская сторона готова построить танк весом в шестнадцать тонн по ТТХ советской стороны. Продать А6 представители фирмы «Виккерс» отказались, мотивируя это соображениями секретности.

Рождение советского среднего танка.

Танк Т-28 на учениях в Белоруссии, 1936г.
Танк Т-28 на учениях в Белоруссии, 1936г.

Фирма "Виккерс" хотела получить 20000 фунтов стерлингов только за ознакомление советской стороны с конструкцией и перспективами развития машин такого типа. Заказ не менее чем на 10 танков по цене в 16000 фунтов стерлингов, без вооружения. Последующий заказ у этой фирмы танков и танкеток. Полученное на переговорах предложение показалось не выгодным как финансово, так и технически. Не устраивала цена за ознакомление с «шеститонником», а в ассортименте с принудительным заказом на изготовление танкеток и легких танков, производить которые решили в СССР самостоятельно, предложение становилось вовсе не приемлемым. Поэтому члены советской делегации во время своих посещений фирмы «Виккерс» собрали как могли более полную техническую информацию по А6, чтобы на ее основе построить аналог в СССР.

По возвращении из командировки, собранную информацию о машине обобщили, и она легла на стол руководства УММ РККА 02.12.1930г. Любопытно, что представители закупочной комиссии пошли на прямой обман, для получения информации, убедив английских испытателей в том что «Виккерс» А 6 уже куплен советским правительством.

Прототипы танков Т-35 и Т-28 на испытаниях, 1932 г
Прототипы танков Т-35 и Т-28 на испытаниях, 1932 г

На основании доклада проектирование собственного танка весом в шестнадцать тонн, поручили сразу двум группам конструкторов. Первая состояла из представителей факультета моторизации академии им. Дзержинского, а вторая танко-транспортному КБ ВОАО руководил которым С.Гинзбург. Вскоре его усилили работниками сотрудниками мехтяги ГКБ, руководителем, которого был В.Заславский.Свою работу оба КБ закончили в конце июня 1931г. Проект ВОАО отличался от прототипа ходовой частью с использованием тележек Т-26 и более мощным мотором. КБ Гинзбурга представило проект среднего танка Т-28. В соответствии с проектом, в него должен был установлен мотор М-5 в точности, как используется в танке БТ, КПП по типу коробки Т-26. Движитель по типу английского «Виккерса» А6, гусеничная цепь – увеличенная до 38 см, гусеничная цепь танка Т-26. Нижняя подвеска должна в основном повторяет таковую у танка фирмы «Крупп». Бортовые фрикционы, должны были повторять конструкцию Кристи.

После рассмотрения проектов, за основу будущего танка взят проект Т-28. На этапе производства опытной машины, проект претерпел некоторые изменения. Двигатель М5, был заменен двигателем М17, 45-мм пушка в виду отсутствия заменена ПС-3.

Танк Т-28 выпуска 1936 года
Танк Т-28 выпуска 1936 года

Свой первый пробег Т-28 прошел во дворе завода «Большевик» уже в мае 1931г. Короткие испытания выявили множественные недоделки и недостатки конструкции. Поэтому за весь июнь, Т-28 проехал не многим более шестидесяти километров. Руководство советского государства и РККА высказали к Т-28 значительный интерес. В начале июля Т-28 не только был показан руководству УММ во главе с Халепским, но и верхушке лениградской парторгранизции и лично С.Кирову Танк был принят благосклонно. Хотя военные настаивали на установке дизельного двигателя и трехдюймовой пушки разработки П.Сячентова.К концу лета-начало осени 1932г конструкция Т-28 доработана по требованию военных и результатами испытаний. В итоге конструкторы ОКМО получили машину мало напоминавшую прежнюю. Изменения коснулись подвески, трансмиссии, изменены башни и корпус, усилено вооружение. Не ожидая изготовления опытной машины и прохождения ей испытаний, правительством СССР решил развернуть производство Т-28 а Ленинграде на заводе «Красный Путиловец».

За успешное конструирование танка Т-28 его участники получили правительственные награды. Наивысшую в ту пору – орден Ленина, получил начальник ОКМО Баранов Н.В, Гинзбург С.А и Иванов О.М. Помимо конструкторов, пятеро мастеров и рабочих получили орден Трудового Красного знамени.

Серийное производство Т-28.

Для изготовления среднего танка Т-28 избран завод «Красный Путиловец», который считали одним ищ наиболее развитых машиностроительных предприятий. Завод обладал неплохую для СССР производственную базу и обширный опыт изготовления таких технически сложных изделий как турбины, краны, тракторы, различные артиллерийские орудия. Помимо этого, завод уже участвовал в программе Т-26, изготавливая детали ходовой части.

Танк Т-28 20 танковой бригады, Ленинград, 1939г
Танк Т-28 20 танковой бригады, Ленинград, 1939г

Производство Т-28 решено было развернуть в механическом цехе №2, до этого занятого изготовлением драг и паровозов. Оборудование цеха давно устарело и было плохо приспособлено для танкового производства, требовавшего гораздо большей культуры. Для организации производства, по указанию руководства, со всего завода собрали все более-менее походящее оборудование из законсервированного запаса, участвовавшее в производстве еще в империалистическую войну.По указанию Кирова своеобразная контрибуция была наложена на ряд других предприятий города, с которых были доставлено недостающее для производства оборудование. Все эти усилия, а главным образом опыт рабочих, позволили выпустить к концу апреля первую дюжину танков Т-28. Два танка прияли участие в праздничном параде в Ленинграде, а остальной десяток Т-28 в Москве.

Несмотря на первоначальный успех, производство Т-28 протекало со сложностями. В итоге, годовое плановое задание было сорвано. Из 90 машин сумели сдать 41. Для улучшения условий производства, в ноябре начата реконструкция механического цеха №2. Он должен быть послужить основой для специализированного танкового производства, способного выпускать до ста пятидесяти средних танков в год. Для обеспечения производства, за рубежом было заказано и получено дополнительное оборудование. Для укомплектования цеха квалифицированным персоналом из других цехов были переедены необходимые специалисты.

Именной танк Т-28 на параде в Москве, 1940 г
Именной танк Т-28 на параде в Москве, 1940 г

Специально для сопровождения производства из числа конструкторов завода было организовано знаменитое СКБ-2. Его первым руководителем был О.М.Иванов – участвовавший в проектировании Т-28 в штате КБ ОМО, на должности ведущего инженера. Но недостаток подготовленных кадров в КБ все, же ощущался. Поэтому осенью 1934 г. КБ усиленно группой выпускников ВАММ.Серийное производство, по-настоящему было развернуто, лишь в 1934 году. Производственное задание, на этот год, составляло 50 танков Т-28, а также запчасти на сумму в полмиллиона рублей. К тому времени все работы по реорганизации работы механического цеха были в большинстве завершены, налажено взаимодействие с смежниками.

Первые Т-28 выпуска имели серьезные производственные недостатки, подчас в больших количествах. Поэтому представители заказчика с трудом принимали предъявленные танки, а уже отправленные в войска танки требовали устранения дефектов, для чего формировали специальные бригады. Помимо танков, МХ-2 вынужден был производить гражданскую продукцию, как то краны, драги и прочее. Только в 1936 году танковое производство освободилось от ее выпуска. К этому моменту внесли около 700 важных изменений в конструкцию среднего танка. Отработаны технология и чертежи машины.

Танк Т-28 Москва, Парад. 1938
Танк Т-28 Москва, Парад. 1938

Одновременно с освоение производства и устранению производственных недостатков проводились модернизация Т-28. Главными направлениями были увеличение скоростных характеристик танка, за счет внесения изменений в конструкцию бортового редуктора и КПП. Этому танку присвоили индекс Т-28А. На первых же испытаниях модернизированный танк сумели разогнать до 55 км/час.

После неизбежных доработок, машина была признана пригодной для войсковой эксплуатации и с середины лета тридцать шестого года, стала выпускается в серии. Совершенствование танка продолжалось и далее, усовершенствованная конструкция трансмиссии позволила разогнать танк на испытаниях до 65 км/час. По причине предполагаемого перехода в 1937году на выпуск Т-29, программа Т-28 уменьшена по сравнению с планом предыдущего года в 2,5 раза и производство Т-28А прекращено.Осеню 1936 года, утверждены требования на разработку башен конической формы. Правая пулеметная башенка должна была быть вооружена парой пулеметов ДТ, а левая башенка – крупнокалиберным пулеметом и пулеметом ДТ. После обсуждения проекта, конструкция была признана неудовлетворительной. А позднее работы по ним были вовсе прекращены из-за загруженности СКБ-2. И только позднее в 1939 году конические башни в небольшом количестве были изготовлены и установлены в танки Т-28. 

Схема танка Т-28 выпуска 1936гг выпуска
Схема танка Т-28 выпуска 1936гг выпуска

К 1938 году стало очевидно, что танк Т-28 не соответствует в плане защищенности современным требованиям. В связи, с чем СКБ-2 приступил к работам по проектированию тяжелых танков, позднее завершившихся созданием танков СКМ и КВ

 Описание конструкции.

Корпус Т-28 это короб, собранный и катанного броневого листа. Чтобы увеличить жесткость, стыки в наиболее важных местах перекрывали уголком. За все время выпуска Т-28 производили с корпусами двух видов:

  • сварные из гомогенного бронелиста;
  • клепано-сварные цементированной брони.

С начала производства и вплоть до конца тридцать шестого года корпуса выпускали сварные, с тридцать шестого до начала тридцать восьмого года выпускали клепано-сварные. В тридцать восьмом году выпускали корпуса обоих типов. Начиная с тридцать девятого и вплоть до конца производства исключительно клепано-сварные.

Трехбашеный танк Т-28
Трехбашеный танк Т-28

Кабину механика-водителя крепили сваркой к переднему наклонному бронелисту. Спереди кабину закрывала дверца оборудованная створкой с прорезанной смотровой щелью, которую закрывал триплекс. Вверху кабины устроен люк механика-водителя, которую закрывала крышка на петлях. На части машин дверку кабины дополнительно усилили 20-мм бронелистом и установили предохранившие от заклинивания ограждение.По обеим сторонам корпуса с наружи крепили ящики приборов дымопуска. Днище танка имела восемь лючков доступа к механизмам Т-28 и люков слива масла и бензина. Крыша моторного отделения оборудована люком с воздухозаборником. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, установленные по обе стороны от люка. Глушитель танка установлен на крыше корпуса за моторным отделением. Боевое отделение от моторного, отделяла перегородка оборудованная люком доступа к танковому мотору. Помимо этого в бортах корпуса прорезаны отверстия приборов дымопуска.  

Танковые башни.

 Главную башню выпускали двух видов – сварные и комбинированные - клепано-сварные башни. Задняя стенка ниши в корме башни оборудована прорезью бугельной установки пулемета. Позднее, в 1936году ее заменили шаровой установкой. Для установки зенитной турели, прямоугольный люк заменили на круглый. Передняя часть крыши имеет отверстия для установки перископических приборов и антенный ввод в задней части. Для усиления жесткости крыши на ней делали выштамповку в виде двух полос скругленными краями и звезды.

Главная башня оборудована подвесным полом. Стойки сидений оснащены снарядными барабанными укладками под шесть штук арт.выстрелов. Еще одна стойка между сидениями. Откидное сидение для радиста закреплено на задней стенке пола. Малые башни полностью одинаковы и отличались только местом щелей для наблюдения. 

Вооружение.

 Изначально в главную башню устанавливали 76-мм танковую пушку обр. 1927/32 (КТ-28). В данном орудии использовали качающуюся часть полкового орудия с уменьшенной длиной отката. Помимо этого пушку оборудовали ножным спуском, новым подъемным механизмом и прицельными приспособлениями.

Пушку монтировали в маске и снабжали перископическим и телескопическим прицелами ТП-1 и ТОП. Справа от орудия - шаровая установка для пулемета, еще один в задней стенке ниши. Малые башни имели угол обстрела в сто шестьдесят пять градусов и вооружены одним пулеметом. Боекомплект Т-28 насчитывал 69 выстрелов ОФ и шрапнели, и 7938 патрона.В качестве вооружения орудие КТ считали временной мерой, до того как доработают пушку ПС-3. Которую, так и не доработали, по причине ареста Сячентова и свертывания работ. Одним из вариантов перевооружения Т-28 была установка пушки Л-10. Хотя испытания прошли успешно, конструкция обладала радом трудно устранимых дефектов. Тем не менее, пушку установили в Т-28. 

Танки вооруженные пушкой Л-10 и экранировка
Танки вооруженные пушкой Л-10 и экранировка

Точное количество танков с установкой Л-10 неизвестно, но около 300 машин. Необходимо заметить, эти машины благодаря орудию Л-10 имели возможность противостоять танкам противника, потому как комплектовались бронебойными снарядами. Но сами орудия так и оставались менее надежными, чем КТ-28 и нередко выходили из строя. 

Главная башня танка Т-28
Главная башня танка Т-28

Как уже упоминалось, танки последних лет выпуска укомплектовали зенитными турелями для стрельбы из пулемета ДТ с коллиматорным прицелом.

Двигатель и трансмиссия.

-12

Во все машины установлен двенадцати цилиндровый, авиамотор М-17Л. Мотор, бензиновый, мощностью в 450 лошадиных сил. Двигатель питали два бензиновых баков, установленные вдоль каждого борта в отделении трансмиссии. Подача топлива осуществлялась бензопомпой. Каждая группа цилиндров имела собственный карбюратор марки КД-1. Двигатель водяного охлаждения.

В Т-28 выпущенных до тридцать шестого года, топливо , вытекающее из карбюратора, накапливалось в днище танка. Что приводило к возгоранию. Для предотвращения этого, нижняя часть картера оборудована специальными карманами, в которые стекал бензин и отводился наружу.

Трансмиссия Т-28 состояла из фрикциона сухого трения, пятискоростной КПП с устройством блокирующим переключение передач при включенном главном фракционе, ленточных тормозов, бортовых фрикционов.

Ходовая часть танка. 

Применительно к борту состояла из пары тележек на двух точках подвеса. Одна тележка состояла из трех кареток соединенных рычагами, каждая каретка из пары катков соединенных попарно балансирами. Каретки подрессорены спиральными пружинами.

Опорные катки существовали трех типов. Обрезиненные катки были раннего и позднего типов, а также стальные. Стальные устанавливали более нагруженные каретки, в машинах выпуска начиная с тридцать шестого года.

Экранированный Т-28
Экранированный Т-28

Поддерживающие катки, сдвоенные с обрезинкой, по четыре с одного борта. Ведущие колеса были двух типов, как обычные и усиленные ребрами жесткости. Направляющие - литье, с ободом изготовленным штамповкой и резиновым бандажом. В процессе производства многие части ходовой получили некоторые изменения, направленные в основном на увеличение прочности. Траки - литые, хромомолибденовой стали. В процессе эксплуатации проявили себя недостаточно прочными и иногда лопались. Несмотря на все попытки улучшить их конструкцию, ресурс их оставался низким – около 1000 км. Начиная с тридцать седьмого года, в серию пошли штампованные траки с ресурсом полторы-две тысячи километров.

Средства связи.

Начиная с тридцать третьего года в танки Т-28 устанавливали р/с 71-ТК и дальностью около двадцати километров. В тридцать пятом году ей на смену пришла р/с 71-ТК-2, дальность связи при этом возросла до сорока-шестидесяти километров. Конструкция ее была неудачной, рация грелась и на замену ей с тридцать шестого года пришла станция 71-ТК-3, более надежная, но с дальностью связи в двадцать пять километров. Вначале на Т-28 монтировали поручневые антенны, затем, с 1939 года- штыревые. Для коммуникации между членами экипажа было предусмотрено переговорное устройство для шести членов экипажа.

Специальное оборудование.

 Специальное оборудование представлено тремя огнетушителями. Один из коих, установлен под правым радиатором, который приводила в действие кнопка рядом с местом водителя. Два других- ручные. Два прибора дымопуска установлены в ящиках на бортах машины.