Евграф Савельев
I. Темерницкое городище
Темерницкое городище было расположено на левом берегу речки Темерника при впадении ее в р. Дон, вернее сказать, оно занимало весь мыс, образуемый Темерником и Доном, хотя большая часть его тянулась вверх по левому берегу Темерника. Часть его, от мыса, срыта в 1878 г. для проведения железной дороги, устройства удобных спусков, засыпки старого русла Темерника с целью отведения его течения далее к востоку. Остальная часть почти все застроена.
Городище занимало около 5 десятин 1) и окаймлялось с восточной и западной сторон глубокими рвами, а от Дона и Темерника — крутыми обрывами. Оно имело вид неправильного четырехугольника, близко подходящего к трапеции.
По чертежам инженера А.Ригельмана (1768 г.), строители крепости св. Дмитрия Ростовского (1860-61 г.) и потом коменданта этой крепости, видно, что внутренняя площадь городища разделялась рвами на четыре части, из которых одна, расположенная в центре, имела круглую форму с круто спускающимися склонами; это была как-бы цитадель, куда жители во время опасности могли укрыться. Остальные части этого укрепления представляют неправильные четырехугольники.
Городище стали разрушать с 1749 г., когда по указу Елизаветы Петровны от 16 декабря разрешено таможню „для сбора портовых и внутренних пошлин” перенести из г. Черкасска на Темерник. Мера эта, во-первых, вызвана тем обстоятельством, что после побед над турками фельдмаршалов Миниха и Ласси (1735-1737 г.г.) все восточное побережье Азовского моря, уступленное Петром І-м Турции, после неудачного Прутского похода, было возвращено России, а потому, естественно, русское правительство старалось поскорее закрепить за собой эту пограничную полосу и возобновить разрушенные крепости Таганрогскую и Азовскую.
Фельдмаршал Ласси при помощи донских казаков во главе с походным атаманом И.М.Краснощековым 4 июля 1836 г. взял Азов и он с тех пор остался за Россией навсегда. Во-вторых: низовье Дона, собственно, г. Черкасск, в мирное время часто посещали турецкие, греческие и итальянские суда, привозившие свое товары, в виду чего устроена была и таможня, главным образом помимо сбора в казну пошлин, следить за не-ввозом запрещенных товаров, как-то: оружия, пороха, спиртных напитков и проч. По настоятельному ходатайству атамана Данилы Ефремова Елизавета Петровна указом от 22 марта 1749 г. разрешила венецианским купцам свободно производить торговлю в г. Черкасске и у Богатого Источника, где ныне г. Ростов на Дону, но скоро спохватилась, что общение казачества с иностранцами в их главном гнезде, в г. Черкасске, небезопасно, а потому таможню и наблюдение за привозимыми товарами следует удалить от казачьей массы и перенести ближе к морю. Место выбрано у устья р. Темерника.
Эта ныне ничтожная и грязная речка в то время была в своем нижнем течении до 50 саж. ширины 1) и свыше 3 аршина глубины, так что суда Дона могли свободно в нее заходить и иметь стоянку для разгрузки и нагрузки.
Под таможню отведено было место, занимаемое городищем. Первые насельники, разрушив валы, стали на их месте устраивать пакгауз, для склада товаров, строить хаты, сараи и т.п. Туда же потянулись семьи солдат из крепости св. Анны, бывшей немного выше г. Черкасска, и волна переселенцев из разных мест.
На месте городища в разное время найдено более 40 монет медных, серебряных и золотых босфорских и римских, относящихся к І-ІV в.в. н.э. и другие предметы поздней греческой эпохи, а также изделия местной, более грубой работы.
Но особенно характерными являются две монеты, найденные М.Б.Краснянским, производившим буровые работы по г. Ростову, на Старопочтовой ул., д. № 22, во дворе Сумцова. Первая принадлежит босфорскому царю Тиверию Юлию Евпатору, царствовавшему с 154 по 174 г. н.э. (из сарматской, собственно, аспургианской династии) и вторая — Тиверию Юлию Савромату ІІ (с 174 по 211 г.) .
Кроме того, на Донской ул. домовладелец Т.Г.Дмитриев нашел мраморную доску с надписью на греческом языке. Археологическая комиссия в 1905 г. установила, что надпись эта относится к ІІ в. н.э. Профессор Латышев перевел ее так:”Богу всевышнему, милостивому посвятили спасенные от великих опасностей (Bi) он Хео(дор), сыновья Фанны и Матвих”.
С устройством Ростовской крепости или крепости св. Дмитрия название Темерницкой таможни исчезает и на том месте уже появляется форштат казаков-доломанов. Это название, вернее — кличка, им дана по следующим обстоятельствам. В 1768 г., по представлению своих вельмож, Екатерина ІІ повелела сформировать из донских казаков два полка, по 500 человек в каждом, и командировать их в распоряжении Азовского и Таганрогского комендантов для защиты этих крепостей и границ русских владений. Часть их была оставлена при Ростовской крепости. Казаков этих нарядили в гусарские полукафтанья — доломаны, отчего в насмешку их стали называть доломанниками или просто доломанами. По возвращению этих полков обратно на Дон, часть их населила нынешнюю Александровскую станицу, а часть поселилась в Усть-Аксайском стане, преобразованном в конце ХVІІІ в. в ст. Аксайскую.
На берегу р. Дона между Средним и Малым проспектами также имеются следы древнего небольшого укрепления, имевшего вид прямоугольника, округленного рвом. Городище это начинается от Верхне-Бульварной улицы и, пересекая Нижне-Бульварную, шло до второго уступа к р. Дону.
Судя по форме найденной глиняной посуды, хотя и не в целом виде, можно заключить, что поселение это относится к римской эпохе и современно, как и Темерницкое, Танаису второму.
Естественно является на сцену самый важный вопрос: какому народу принадлежат эти древние поселения? Современные историки и археологи, основываясь на найденных в этих городищах монетах и других предметах, приходят к заключению, что поселения эти принадлежали грекам, т.е. это были будто-бы все греческие города как в дельте Дона, по берегам Азовского моря и на Таманском полуострове, так и укрепления и фактории в низовьях Дона. Так ли это? Гелланик, один из младших современников Геродота, отмечает, что греки, заводя колонии вне своей страны, становились в зависимости от местных жителей и платили им дань за занимаемую землю, т.е. проще сказать, арендовали землю под свои поселения. Вникнув в смысл этих известий, можно безошибочно сделать вывод, что греческие купцы и ремесленники, но главным образом купцы, а не искатели приключений и завоеватели, приселялись к существовавшим уже местным поселениям, где наводили свои фактории, склады для товара, конторы и т.п. торговые заведения. Вне местных поселений они основаться не могли, т.к. должны были бы иметь для защиты своих владений достаточные вооруженные гарнизоны, сильные крепости и проч. Этого у них не могло быть и не было. Они имели в тех поселениях, городах местных жителей, лишь свои торговые кварталы. Гелланик далее поясняет, что местные жители смешивались с ними, перенимали их язык и культуру и превращались таким образом в полугреков. Он называет их миксэллинами. Следовательно, греки жили совместно с аборигенами страны.
Страбон народ Ас назвал Аспургами, т.е. Асами-горожанами, живущими в городах. А это уже говорит о том, что они были уже не дикари, а имели свою цивилизацию, принесенную с Востока. Они относились к народу сарма или сарматам. Среди них-то поселялись греческие купцы и заводили свои фактории, их охраняли по договору те же Асы или Танаиты; город Танаис 1-й, 2-й и 3-й были не греческие города, а города Танаитов. В них жили греческие купцы и имели свои кварталы. Страбон, современник этого события, ясно говорит, что за восстание танаитов (но не греков) Пелемон разорил их город (Танаис 1.й) и вскоре был убит в стране Аспургов.
Овидий про греческие томитанские колонии говорит, что язык греков, смешанный с туземным, едва сохранил в себе следы греческого
Гелланик говорит, что эллины превращали местных жителей в полугреков, при Страбоне уже сами греки стали ассимилироваться среди них. Значит, танаитцы по культуре были выше греков, если последние теряли свой язык, живя среди этого народа. Здесь под культурой надо понимать не умение строить изящные здания, делать вазы, изготовлять ткани и разные для экспорта замысловатые безделушки, а мощность духа народа, его духовный, т.е. умственный и нравственный уклад. Всем известно, что греки в І-м веке этим-то уже не отличались, в особенности купцы-торгаши. „А греки бо льстивы суть”, говорит о них киевская летопись. Таковыми они и были в первых веках нашей эры, понятно, в массе своей.
И вот все эти городища низовьем Дона суть не что иное как остатки поселений танаитов, т.е. местных жителей, народа Ас, относящегося к сарматам. Битая греческая и римская посуда, находимая в городищах — это предметы ввоза в эту местность. Предметы вывоза: хлеб, главным образом, кожи, воска, меди, рыбы и др. Монеты были в обращении босфорские. Это уже оставили нам для доказательства своего тут пребывания греческие купцы, как купцы персидские и арабские оставили свои монеты по всему Поволжью. Мраморные плиты с греческими надписями, как непортившиеся от времени, перешли в наши музеи от тех же богатых торгашей.
Приведем для наглядности такого положения один из многих примеров, а именно: в старом городе Черкасске в старое время почти во всех казачьих домах печи были облицованы венецианскими глазированными кафлями с цветными человеческими фигурами на средневековые сюжеты. В некоторых домах такие печи сохранились до настоящего времени. Далее. На старом, городском кладбище, носящем название „Старообрядческого”, лет несколько тому назад можно было видеть несколько десятков больших мраморных плит с длинными армянскими надписями — эпитафиями. Даты надписей относятся к ХVІІІ и началу ХІХ в. Плиты большей частью вросли в землю и едва видны. Будущий археолог, долженствующий родится через несколько столетий или тысячелетий, произведя раскопки на месте г. Черкасска, который к тому времени едва-ли будет существовать, и, найдя несколько венецианских средневековных кафель и плиту с армянской эпитафией, выведет заключение, что там были венецианская и армянская колонии, так как памятников от казачьей жизни он не найдет. Тоже повторяется и современными выводами археологов.
– 7 –
ІІ. Кизитиринское городище
Это городище расположено на высоком мысу, выступающем на правой стороне балки Кизитиринки и Доном, на восточной окраине г. Нахичевани. Городище это мало обследовано и изучено, и то немногое, что найдено в сползающем обрыве к Дону, смутно указывает, что бывшие насельники этого древнего поселения имели связь с жителями городищ Темерницкого и Ростовского, т.е. указывают на влияние римской эпохи, хотя и в нижних слоях культурного мусора есть указания на существование в том месте культуры, так называемой архаической, т.е. более древней, составляющей подстилку римской. Так, в 1926 г. там найден осколок керамического изделия с свастическими знаками, веревочный орнамент по сырой глине.
Верхняя ровная площадь городища изрыта местными жителями для добывания кирпича и камня под свои постройки, на что указывают попадающиеся на каждом шагу ямы. Никто из местных археологов не постарался раскопками добыть из какого материала и какой формы кирпича или камня возводились на том месте постройки, кладены ли они на извести или глине и т.п. Городище стоит издавна на виду у всех и никто не постарался его изучить.
Выше, вверх по балке, на месте добывании глины, в 1927 г. жителями случайно открыты следы погребения — могильник. Найдены бусы из стекловидной массы, целые и раздробленные фибулы и другие предметы, а пред этим случайно глинокопателями извлечена из земли целая узкогорлая и остродонная амфора 74 см вышины. Глина хорошего качества, желтовато-розового цвета. Вместимость амфоры около 5 литров. Такие амфоры встречаются очень редко. Некоторые археологи относят подобные находки к первым векам нашей эры, хотя данных к подобному заключению никаких не приводят.
Найденные в могильнике бусы являются своеобразными по своей форме, а именно: одна цилиндрическая, из белой стекловидной массы, с дугообразными черными полосками, идущими вокруг нее. Такие бусы встречаются в могильниках Кавказа, на Дону же найдены в могильнике близ Гниловской станицы. Другая буса продолговатая, несколько неправильной формы, третья — круглая, как-бы срезанная с тех сторон, где находятся отверстия, четвертая — сплющенная. Но больший интерес представляет маленькая фигурка человека, найденная там же, сделанная из голубоватой египетской смальты. Сохранилась только верхняя часть. Эта фигурка, по всей вероятности, имела отношение к какому-либо культу, напр. религиозному, поверий и суеверий, как амулет. Найдены черепки от посуды грубой, местной работы, а также черепки посуды более лучшей, светло-серого цвета. Там же открыто несколько других погребений, по торчащим костям из обрыва глины, на глубине 1-2 метра от поверхности. Признаков насыпки курганов или хотя бы небольших холмов не заметно. Видимо, для обыкновенных, простых людей курганов не насыпали, в противном случае все степное пространство представляло бы один сплошной курганный могильник.
ІІІ. Кобяковское городище.
Городище это впервые упоминается в 1570 г. Посол Ивана Грозного к турецкому султану Селиму, Иван Новосельцев от 7 июля 1570 г. писал царю, что „азовский Диздарь Сефер прислал навстречу на Оксайское устье под Кобяково городище Агу Закафею”. В январе месяце от г. Рыльска посла провожал казачий атаман Михайла Черкашенин и „с ним атаманы и казаки”. Послу был дан наказ „А из Рыльска итти не мешкая не часу, чтоб ему (Новосельцеву) в Азов дойти зимою. А как он близко Азова будет в ближайших зимовищах атаманских, и ему Мишиных товарищов казаков двух или трех послати азовскому доздарзеферю про себя сказати, что он от великого государя царя всея Руссии идет к брату его и другу к Селим Султану, и он бы прислал пристава и людей, чтоб ему до Азова дойти здорово”...2).
Михайла Черкашин проводил посла до Кобякова городища, где был его атаманский стан; далее, на запад, шли уже турецкие владения, послов принимала уже турецкая стража и провожала до Азова.
Следовательно, у Кобякова в первой половине ХVІ в. и даже весь ХVІІ в. был крайний от турецких владений казачий стан и именно стан атаманский. Там разменивались послами и переменяли проводников. На карте Иссака Массы 1633 г. на месте Кобякова городища отмечено: „Jebos seu Atamanskoi” городок. В том же ХVІІ в. упоминается городок Нижние Раздоры, как крайний пункт от турецких владений. Он мог быть только у Кобякова, т.к. должен быть в защищенном от внезапных нападений месте, служить наблюдательным пунктом за движением турок и татар и на случай опасности подавать тревогу огневыми сигналами в г. Черкасск. Мыс, на котором расположено Кобяково городище, как увидим ниже, вполне удовлетворяет всем этим требованиям и следы позднейшего там казачьего укрепления довольно заметны.
В ХVІІІ в. на месте этого городища был казачий стан под названием Роговской или на Роговых, т.к. мыс по казачьему говору назывался рогом. В 1777 г. стан на Роговых переименован в ст. Сретенскую, в которой в том же году была построена деревянная Сретенская церковь. Выше его был стан Усть-Оксайский, переименованный в 1791 г. в ст. Аксайскую. Ниже Сретенской станицы в 1777 г. из азовского казачьего полка населена ст. Александровская. Сретенская станица упразднена в половине прошлого столетия и юрт ее распределен между станицами Аксайской и Александровской1). В конце ХVІІ века на Дону в одном из низовых городков был казак Василий Кобяков, выкрещенный из татар. Он обошел все Закавказье, Персию и Туркестан. Петр І-й во время „Азовских походов” 1695 и 1696 г. приказал со слов Кобякова составить сказку „о Туркестанских делах”. Вот вся, так сказать, историческая сторона Кобякова городища. Обратимся теперь к стороне более древней, до-исторической, по указаниям предметов, добытых на том месте раскопками.
Городище имеет вид удлиненного прямоугольника с востока на запад: длина до 70 саж..(150 м), ширина — до 40 (85 м). Часть городища обрушилась в течение веков в Дон, обнажив толщи культурных слоев до нескольких метров. С юго, от Дона, и с востока оно имеет крутые обрывы, с севера — балка Кобякова, а с запада — глубокий ров, вырытый или возобновленный впоследствии, в казачий период.
На верхней площади явно заметны холмы, впадины, валы — остатки укреплений, башен казачьего атаманского стана. Ниже под этим слоем от обрыва к Дону А.А.Миллером в 1925-1928 г.г. открыты фундаменты строений, кладенных из неотесанного камня-известняка на глине. Там же найдена им в 1925 г. печать для просфор, хорошо вырезанная из камня, точно такая же, какие и теперь употребляются в бедных сельских церквях, деревянные или медные. В южном обрыве и по северному склону посетителя поражает обилие черепков хорошо обожженой глиняной посуды, амфор и др. Эта посуда была привозная греческого изделия.
В балке Кобяковой живущими там казаками при рытье погребов были найдены и целые амфоры, переданные в Донской музей. Амфоры (в виде кувшина) с узким горлом и узким дном, по бокам две ручки. Есть много толстых черепков от большой посуды, чрезвычайно крепкие, серо-желтого и синеватого цветов. В овраге к балке Кобяковой, по северному склону городища, дождевой водой размыто целое кладбище — погребение христианское, найдено много крестиков медных и серебряных. Это кладбище бывшего Роговского стана и Сретенской станицы.
Городище это было обследовано еще раньше в 1901 г. командированным для этого В.В.Богачевым, ныне профессором-геологом. В обрыве к Дону идут слои из пепла, ила, песка, в которых, в их плоскости, лежат скелеты крупной рыбы — осетров, сомов, сазанов, судаков и др., часто в совершенно целом виде, вместе с костями млекопитающих животных. Кости рыб преобладают в нижних слоях, содержащих грубой работы и плохо обожженую посуду черной глины. Кости млекопитающих — чаще в верхних слоях, где уже обильно попадаются черепки хорошей посуды из красной глины.
Культурный слой по обрыву Дона идет и далее на запад на протяжении до 170 саж. (363 м – К.П.) и в степь до 150 саж. (320 м – К.П.). В юго-восточном углу городища В.В.Богачевым найдено целое кладбище из 17 скелетов, в южном вале найдено три скелета. Из этих скелетов один принадлежал ребенку, другой, несомненно, женщине. Лоб ее был высок, но узок, вокруг головы была повязана шелковая, прошитая золотыми нитями лента. Тут же лежал огромный мужской скелет, близ шеи которого найдена маленькая медная пуговка. Череп и другие кости сильно истлели и их нельзя было вынуть целиком.
Скелеты очень близко лежали один к другому, сверху были прикрыты досками. Тут же много лежало лошадиных костей. Никаких металлических вещей, кроме пуговки, не найдено. Черепа у некоторых удлиненные спереди назад (долихоцефальные), но чаще — круглые (брахицефалы), лоб низок, мал, челюсти и скуловые дуги развиты. Бедра у многих представляют странное явление: они сильно выгнуты впереди. Близ одного скелета была найдена тарелка из черной глины, близ другого, с пробитым черепом, у самого черепа — каменный топор, из песчанника. Все скелеты лежали на спине, с вытянутыми вдоль тела руками. Определенного, относительно стран света, положения нет.
Кроме топора никакого оружия не найдено. В балке Кобяковой в наносных слоях найден кремневый нож, осколки кремней и проч.
Из этих беглых обследований видно, что при „Аксайской переправе” (не татар) на защищенном от внезапных нападений мысу были стоянки человека с самых древнейших времен, начиная с каменного века. Тут должны быть и скифско-сарматские поселения времен греческой и римской культур, как вообще при всех переправах, и гунско-хазарские и, наконец, казачий стан и станица. К какому веку относится найденная А.Миллером печать для просфор? На этот вопрос ответить трудно. Она могла быть и хазарская, т.к. хазары нижнего и среднего Дона были христиане (Х-ХІ в н.э.), могла быть и от казачьей Сретенской церкви, снесенной в начале прошлого века. Церковь это была деревянная и, по всей вероятности, на каменном фундаменте, кладенном на глине, как вообще строят сельские церкви.
Найденный А.Миллером фундамент каких-то строений, видимо, стен укреплений или большой башни, не характерный для хазарских построек. Хазары возводили свои постройки из тесанного камня или кирпича с квадратными поверхностями и клали на извести, хорошо приготовленной. Они были опытные строители. Кладку на глине они не знали. Это отмечено всеми исследователями хазарских построек. Но что следы их при этой переправе должны быть — это несомненно. Такие переправы они оберегали, и укрепление их там должно быть. Нужно снять весь верхний слой площади городища и там их следы под казачьими постройками окажутся. Кладка на глине из нетесанного камня — это постройка танаитов сарматского периода І-ІV в. н.э. Все глиняные изделия — привозные. Печать найдена среди мусора фундамента какого-то небольшого круглого строения в юго-восточном углу, как говорил А.Миллер собравшимся любителям археологии в сентября 1925 г. на месте Кобякова городища. В этом углу и стояла Сретенская церковь. Фундамент строения был очень близко к обрыву. Но сто лет тому назад обрыв к Дону был сажень на 20 дальше к югу и подошел к этому месту только теперь. Сто лет тому назад полковник Мартынов в своих записках отмечал, что Дон страшно подмывает городище и скоро оно сползет совсем. И оно сползло сажень на 15-20. Следовательно тогда церковь стояла далеко от обрыва.
Что хазары этой переправой интересовались и ее охраняли, на это указывает их высокий сторожевой курган, расположенный верстах в двух западней городища по дороге в г. Нахичевань. Курган стоит на самой высокой точке и, видимо, казаками в ХVІ веке надсыпан. Это хорошо заметно. Вокруг вершины его идет уступ для ходьбы наблюдателя-часового. С кургана этого открывается вся долина Дона до станицы Елизаветовской и Азова, вся долина Темерника и далеко в степь на север. Курган этот слывет у местных жителей под названием „Маяк” и это верно, на нем стоял когда-то маяк, столб с пуком сена для огневых сигналов, а также под именем Гиреевской могилы, и это отчасти верно, только не могила, а Гиреев сторожевой курган.
В Крыму царствовали Гиреи. Казаки сторожили с него Гиреев, т.е. крымских татар, наблюдали за их движением. Это не могильник, а сторожевой курган. Близ него есть другой сторожевой курган, но уже сползший, широкий и низкий. На нем удобно поставить батарею, и, видимо, в казачий период там и могла стоять батарея, вестовая пушка. Вокруг этих курганов на пространстве одной квадратной версты расположено до 30 курганов, средних и малых; иные едва заметны. Это уже могильники разных эпох.
На острове против ст. Аксайской также найдены культурные слои с средневековой посудой. Эта стоянка должна иметь связь с укреплением на Кобяковом и являлась, видимо, станом его рыболовов.
– 14 –
ІІІ. Город Черкасск.
На хуторе Краснодворском Старочеркасской станицы заметны культурные слои древних стоянок, но они никем не обследованы. Но наибольший интерес для будущих археологических изучений представляет сам старый город Черкасск.
В государственном архиве Министерства внутренних дел (под № 704, ХVІ) хранится статистическая записка о донских и других казаках, составленная около 1793 г., неизвестно кем и по чьему повелению. В этой записке говорится, что в 1487 г. или около этого времени на Дону уже существовал казачий городок Донской; что запорожские казаки, в числе 5 тысяч, наблюдавшие за движением турецкой армии, шедшей под Астрахань в 1569 году по истреблении вместе с донскими казаками турок у Переволоки, частью остались на Дону и построили себе стан, назвав его Черкасским.
Из универсала гетмана Богдана Хмельницкого, в котором прописана грамота польского короля Стефана Батория, современника Ивана Грозного, видно, что запорожцы „еще за гетмана козацкого Прецслава Ланцкорунского до самой реки Дона свои зимовники мевали”. Гетман Ланцкорунский был около 1515 г.
У казака Старочеркасской станицы Петра Ефимовича Жученкова имеется акт в виде купчей крепости, на татарском (каком точно языке? – К.П.) и русском языках, о покупке запорожцем Жученко в 1517 г. дома у одного татарского князька в стане Черкасском. Дом этот и теперь сохранился в прекрасном виде. Он в два этажа, с толстыми стенами, потолки сводчатые, двери и ставни железные. Таких домов в городе осталось несколько. Постройки эти древние, относятся к ХVІ в. Если купля-продажа домов в стане Черкасов совершалась в 1517 г., то дома эти были построены гораздо раньше, а следовательно и поселение там существовало до ХVІ в. и есть данные, что оно было и до нашествия татар.
Посол римского папы Инокентия ІV к хану Батыю, монах Иоанн Плано-Карпини, в 1246 г. в своих записках говорит, что Батый за несколько лет до его, Карпини, прибытия, взял и разорил на нижнем Дону богатый город Орнас (вернее — Ар-н-ас). Город этот был богат, многолюден и имел хорошую гавань для стоянки судов, вел обширную торговлю со многими народами. Население его состояло из алан-христиан, хазар, россиян и сарацын (магометан), имевших там торговые заведения и склады товаров. Город был обнесен крепкими стенами; чрез него протекала река (вероятно рукав Дона). Татары не могли взять его приступом, т.к. жители отчаянно защищались, тогда Батый велел запрудить ниже города реку и взял его подтопом.
О каком городе говорит Карпини, не трудно догадаться. В нижнем течении Дона таких городов нет. Город Черкасск — старое насиженное хазарско-казацкое гнездо. На это указывают постепенно открываемые на том месте старые культурные слои. Чрез него протекал судоходный руков Дона, называемый Протокой. Только этот город, „завоеванный у рыб”, можно взять подтопом. Город этот много раз затоплялся большими весенними водами, заносился песком и илом, вновь застраивался и перестраивался из бывшего под руками старого и привозного материала. Культурные слои хазарской эпохи лежат глубоко занесенные илом, но все таки в некоторых местах дают о себе знать. Тщательное исследование, с буровыми работами, подтвердит мнение о существовании там древнего поселения.
Не безинтересны и археологические отношения и другие редкости г. Черкасска: в ограде Старочеркасского собора лежат ворота из Азовской крепости, привезенные казаками после знаменитого „Азовского сиденья” в 1641 г., а также громадная стрела от азовских весов. В самом соборе, в притворе, висят тяжелые цепи Степана Разина и паникадило изящной венецианской работы ХІІ в., вывезенное из азовского Предтеченского монастыря, и другие предметы. Для художников — древняя живопись и весьма изящная и замысловатая резьба на колоннах. Сам собор также представляет из себя историческую архитектурную редкость — древне-казацкий архитектурный стиль. Собор построен в 1719 г. Колоколня 1730 г. — своеобразной архитектуры, с бойницами на крыше.
Вообще на территории нижнего Дона в разных местах при случайных раскопках, при рытье рвов, погребов и т.п. работах жители находят древние монеты, бляхи, посуду медную и серебряную, мечи, копья и пр., но, к несчастью, находки эти не попадают в музеи и остаются неизвестными для науки. В особенности такими находками богаты хутора ст. Богаевской, как напр. Федулов и др.
Е.Савельев
--------
1) 1 Десятина =10,925 м?, т.е. городище занимало около 55 кв. м (по другим данным: Темерницкое городище располагается на мысе, образованном рекой Дон и левым берегом реки Темерник. Центр городища находился на западной окраине нынешней Московской улицы г. Ростова-на-Дону. Оно имело вид вытянутого с севера на юг прямоугольника, окруженного рвами. Площадь городища составляла около 66600 кв. м. В настоящее время Темерницкое городище частично уничтожено, а оставшаяся часть находится под городской застройкой.- new.5ballov.ru/referats/preview/). Возможна опечатка: не 5, а 50 десятин.
_______________________