Найти тему

Коллекционеры брёвен

Каждый год после того, как заканчивается день Победы меня одолевают грустные мысли. Всё чаще я начинаю замечать, что трещина раскола в обществе по поводу отношения к данному празднику всё больше увеличивается. В этом году в Интернете начал гулять термин «победобесие», и как бы в душе мне не хотелось соглашаться с ним, на деле я вынужден признать: из года в год мы действительно становимся ближе к «победобесию», чем к Празднику.
И самое обидное, точно нельзя сказать, кто вселил в нас «бесов». Слишком много внешних и внутренних факторов и причин, которые на целую монографию хватит.
Мне лично бросается в глаза одно, то самое, по классику, что разруху нужно искать в головах. И не тех, кто празднует, а тех, кто этот праздник организует. Ведь люди по натуре своей наивные, доверчивые, далёкие от политических коллизий и исторических перипетий, живут по принципу «что вижу, то и пою». И в этом их трудно винить. Не у всех есть профессиональное образование, чтобы путём критического мышления отделить ложь от правды. Да и знаем ли мы сами где эта самая правда? Нет, и вряд ли когда-нибудь узнаем. К тому же, так ли уж она нужна? Любое историческое событие, которое мы принимаем за непреложный факт легко может стать мифом. История, к большому сожалению, наука не точная и то, во что мы верили вчера, может оказаться ложью, а то, что нам казалось, выдают за ложь, окажется правдой.
Поэтому и шарахает людей из жара в холод в погоне за правдой, которой на самом деле нет.
В данной ситуации именно «организаторы» становятся той самой направляющей силой, которая должна проложить чёткий вектор движения, но, увы, наши путеводители сами запутались и противоречат себе.
О чём я? Не будем ходить вокруг да около, я люблю называть вещи своими именами. К сожалению, на каком-то этапе, некоторые перестали видеть в своём глазу бревно и исступлённо принялись искать соринку в глазу и других.   Без лишних метафор и отступлений возьмём святая святых: памятники Победы.
Сколько истерик и криков нашего МИДа по поводу демонтажа памятника Коневу в Праге, сколько гневных нот в адрес Эстонии за Бронзового солдата…Мы гневно грозили кулаком Польше за осквернение кладбищ наших бойцов, проклинали Румынию за попытку реабилитировать Чаушеску, сейчас вот готовим наш ответ Чемберлену, то есть, Трампу в ответ на его позицию по поводу того, кто там выиграл войну. Даже на 3 сентября сдвинули дату окончания Второй Мировой. Сродни тому, чтобы реки поворачивать, как в своё время пыталась Советская власть, в которую мы, посмеиваясь в кулак нынче плюём, забыв поговорку про колодец.
Нет, я ни в коем случае не поддерживаю Прибалтику, Восточную Европу, американцев в их мракобесии и желании переписать историю. Но понять я их могу. У них здесь свой корыстный интерес, чисто идеологически-стратегически, идущий в разрез с нами, но тут ничего не поделаешь: проиграв Холодную войну, потеряв ОВД и СЭВ мы сами подтолкнули их на эту дорожку, и назад билета у них теперь просто нет, не стоит ломать копья о прошлое. 
Меня мучит другой вопрос: а что делаем мы? Упрекая других, обещая сохранить историю, отпуская самые высокие заявления, восхваляя народный подвиг?
Давайте посмотрим: у нас, хранителей исторической памяти в нашем хозяйстве творятся вещи ещё более странные, чем там на загнивающем Западе.
Возьмём для примера мою родную Нижегородскую область:
«В Нижегородской области дорогу к деревенском кладбищу укрепили осколками памятника воинам Великой Отечественной войны.
Как сообщает пресс-служба СУ СК по области, следователи проводят доследственную проверку по факту демонтажа памятника в Семеновском районе.
О том, что в Нижегородской области по распоряжению местных властей демонтировали памятник воинам Великой Отечественной войны, сообщил телеканал «Звезда». В сюжете рассказывалось, что разбитыми памятными плитами с фамилиями павших бойцов засыпали ямы на грунтовой дороге. Местные власти заявили, что памятник был списан, потому что он разрушался, а стелы с именами были нечитаемыми» .
Это вам не неблагодарные чехи, это внуки и правнуки тех, кто отдавал жизнь за Родину.
Ладно, скажут мне, чего обращать внимание на чужое дурашлёпство.
Но слишком, к сожалению, этого «дурашлёпства» стало много: то мемориал розовой краской покрасят («А что, - отмахнётся на вопрос журналистов «ответственный» с абсолютно невозмутимым лицом -  у нас после ремонта какая осталась, такой и покрасили), то к памятнику «Прощание славянки» немецкие винтовки присобачат (и это не единичный случай, кстати), то на баннере ко Дню Победы поздравление сделают на фоне памятника героям Гражданской войны.
«Ошибается тот, кто ничего не делает»?
Тогда вот отрывок из статьи пятилетней давности:
«В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сознавать это особенно печально – ведь среди погибших памятников есть и монументы советским воинам.
Незадолго до празднования Дня Победы председатель Общественной палаты Волгограда Михаил Харитонов сообщил о бедственном состоянии памятников Великой Отечественной войны в области. Так, жертвой вандалов стал знаменитый «Остров Людникова», расположенный в районе посёлка Нижние Баррикады. Это небольшой плацдарм, где в конце 1942 года держала оборону 138-я стрелковая дивизия полковника Ивана Людникова. В этом месте, политом кровью, находится братское захоронение и памятники погибшим советским воинам. Но кто-то оторвал одну из трёх латунных плит с изображением карты сражения, чтобы сдать в металлолом, и несколько лет стояла стела обворованная, осиротевшая, никому не нужная...
Общественная палата Волгограда обращалась в различные властные структуры с просьбой помочь, однако ответ был один: выделить деньги из областного бюджета нельзя, потому что это памятники федерального значения.
В Волгограде в ситуацию вмешался директор местного керамического завода Михаил Шульженко. Он поддержал проект финансами, и в итоге накануне 70-летия Победы на месте захоронения была открыта памятная стела с именами всех 400 захороненных воинов. Точно так же, не дождавшись помощи от государства, занимаются спасением памятников и в других регионах те, кому дорога память о прошлом.
В прошлом году в деревне Салтыки Слободского района Кировской области накануне Дня Победы пропал памятник советскому воину. Местные жители забили тревогу и начали поиски. Вскоре памятник обнаружили. По словам очевидцев, «советский солдат» лежал на свалке головой в болоте. Как выяснили местные активисты, распоряжение на демонтаж монумента якобы выдала администрация Ильинского сельского поселения, которая планировала на этом месте расширить площади шашлычной. Узнав о произошедшем, ректор Вятского университета Валентин Пугач выступил с инициативой восстановить памятник без участия местных властей. Он забрал его со свалки, перевёз в Киров, организовал реставрацию силами студентов и добился установки в Студенческом проезде.
Не так давно памятник «Танк Т-34», установленный в честь подвига рабочих Сталинградского тракторного завода в годы Великой Отечественной войны, по решению суда был поставлен на учёт как бесхозный. Чем это могло обернуться для знаменитого монумента, можно только догадываться. Для начала с танковых башен были украдены металлические таблички, сами башни раскурочены... Если бы не вмешались общественность и региональное молодёжное общественно-патриотическое движение, монумент скорее всего прекратил бы своё существование…
Но не всегда и не везде люди могут сами сделать то, за что, по идее, несёт ответственность государство. Во многих регионах процесс разрушения военных памятников принял необратимый характер. В Красноармейском районе Волгограда была уничтожена землянка Фёдора Толбухина. Известно, что под командованием именно этого прославленного генерала 57-я армия спасла Сталинград, не позволив танкам вермахта ворваться в город с юга… В посёлке Ленинское Шабалинского района Кировской области вовсе «забыли» о памятнике Великой Отечественной войны...».
Ещё в 2009 году в докладе Министерства культуры в Совете Федерации приводились пугающие цифры: только за 10 лет – с 1999 по 2009 год – в России было разрушено 2 тыс. памятников. В советские времена в каждом регионе выделялась отдельная графа расходов на восстановление памятников. Сейчас все работы выполняются местными органами власти на добровольных началах. Чаще всего обязанности по сохранению мемориалов и мест захоронения берут на себя активисты из числа местных жителей, кому дорога память военных героев. Ни Министерство культуры, ни Росохранкультура не могут повлиять на работу всех региональных комитетов, ответственных за сохранность памятников .
Виноваты не только местные власти, стараются и сами «честные граждане». Сколько примеров, когда подростки «играли» на местах захоронений воинов, руша надгробия, в достославном городе Саров Нижегородской области отломали танку ИС-2 внешний топливный бак, да и зайти в Нижегородский Кремль: раз на раз, замечаешь, что у местной технике то царапины на корпусе, то трещины на окнах.
А сколько раз оскверняли те же захоронения разные радикальные группы и отдельные граждане, рисуя на них свастику?
Тем не менее подобные вещи чаще всего остаются безнаказанными. Пацанов поставят в угол, памятники под пристальным внимание общественности восстановят (если повезёт) и мы продолжаем дальше плыть по течению, стуча себя кулаком в грудь, что, мол, за Конева не простим, не оставим, дадим денег на восстановление мемориалов Чехии, Болгарии, Польши, почистим кладбища, организуем марш Бессмертного полка, всё чин по чину, а вот из своей избы сор выносить не принято. Главное ОНИ пусть видят, что мы помним, но ЧТО мы помним?
Это ведь не вчера началось. К сожалению наши политики, пропагандисты, историки, журналисты, блоггеры и т.д. постоянно пытаются усидеть на двух стульях.
Сталин и Советское руководство плохие: убивали, мучили, расстреливали, половина страны сидела, половина охраняла, но индустриализацию провели, войну выиграли … «вопреки». Люди сами шли добровольцами на фронт, чтобы записаться юные подделывали возраст, но на фронте им в спины стреляли заградотряды, а за то, что косо посмотрели на командира, отправляли в штрафбат. Маршалы командовать не умели, генералы по окопам прятались, но немцев под Сталинградом и Курском разгромили, а потом ещё Европу освободили, Берлин взяли…
Выиграли войну благодаря подвигу советского народа, НО Космодемьянская была сексоткой, своих сдавала, Матросов «штрафником» - сам на амбразуру грудью прыгнул, чтобы «лямку» не тянуть, 28 панфиловцев… тех вообще журналисты выдумали. И все эти «Паникахи», «Талалихины», «Гастелло» - результат советской пропаганды, которым нужны были герои, чтобы люди жертвовали собой ради тоталитарного «советского фашизма». Легенды о чёрных пехотах идут рука об руку с описание подвигов, мужества, доблести, чести.
Нет, это я не брежу, и не привожу цитаты с бестолковых форумов, всё это из книг авторитетных и не очень историков, людей, претендующих на звание «хранителей исторической правды», которую знают только они.
Вот и появляются цифры в 2 млн репрессированных, 20 млн репрессированных (можно и 200, чего мелочиться-то), но про статистику сами помните, что Ленин говорил, так что не будем лишний раз ей увлекаться.
Как может быть адекватное отношение к войне в стране, где абсолютно спокойно могут снимать «Сволочи», «Утомлённые солнцем 2», «Штрафбат», продавать книги небезызвестного Суворова, а потом что-то говорить об исторической правде, о подвиге, о жертвенности.
Из литературы в школьной программе нынче выбрасываются многие произведения по Великой Отечественной войне. На историю России в большинстве школ выделено 34 часа в год. Из них на Великую Отечественную войну выпадает четыре-пять уроков. Во многих учебниках нет ни слова о пионерах – героях, да и многие подвиги просто перечисляются, превращаясь в очередной пустой набор букв и цифр. Огромное количество противоречащих друг другу фактов, которые потом можно «забить» в Интернете и найти ещё больше противоречащих друг другу фактов, которые окончательно заставляют от веры во что-то перейти в культурный атеизм. 
Можно спорить, говорить, что это не так или не везде так. Но если даже такие факты есть, если допускается их существование, о чём тут можно спорить?
Как можно создавать адекватное информационное пространство вокруг противоречивых фактов? Не бывает подвига вопреки, как не бывает веры без Бога. Иногда есть такие дебри в которые лучше не залезать. Но наши дрова уже наломаны, они торчат и ждут своего часа войти в мякоть, аккурат, когда мы будем вновь промахиваться между стульев.
Иногда правда не нужна, ведь мы не сомневаемся в чудесах, которые творили святые, так если мы до сих пор живём в свободной стране, стоит ли копать ту правду, которая может стоить слишком дорого.
Пока есть противоречия, невозможно двигаться дальше. На этом погорела советская власть, пообещав построить то, что в принципе дать не могла. Конец вы знаете. Сейчас мёртвого льва пинают все, кому не лень.
Возможно нам пора понять, что Победа не спасется оклеиванием окон цветными картинками, баннерами, реконструкциями, акциями, флэш-мобами. Это всё красивая ширма, которая зашоривает нам и без того слезящиеся глаза. 
Если нет главного стержня, той идеи, которая раз и навсегда способна сплотить вокруг себя, а не разводить по разные стороны баррикад, то волей-неволей мы получим невежество, грубость и пустоту, которую не спасти парой-тройкой красивых фраз.
Грустно, но уже сейчас я вижу, как всё расползается на части.
В своё время небезызвестный Геббельс одной из главных задач нацисткой пропаганды ставил разобщение народов, полагая, что так их легче победить. «Убить идею» - сложно, но гораздо более эффективно самого массового убийства людей. И каждый год мы можем видеть, что у украинцев, белорусов, чехов, поляков, прибалтов «своя» Победа, у нас «своя». И чтобы никто к ней руки не тянул, ни-ни. Мы сами всё замечательно разрушим, без посторонней помощи.
И тревожно становится на душе от мысли, что спустя столько лет ОНИ, не сделав этого в 1945 всё-таки победили, и мы способствовали этой победе, другой, страшной и, возможно, окончательной.
Можно сколько угодно говорить об информационной войне, строить новую витрину уже не социализма, а «русского патриотического духа», но не замечать очевидного: Запад давно стоит к нам спиной, а мы всё трясём его за плечо, пытаясь крикнуть в оглохшее ухо то, что для них никогда не считалось правдой. Можно плеваться, когда в их фильмах советские солдаты грабят, убивают, насилуют, а потом снимать точно такие же, упиваясь тем, что это только наша «монополия на правду», и мы с ней можем делать всё, что захотим.
Но коли так, к чему задавать вопросы, обвинять родителей и школу в том, что они не работают с молодым поколением, если сами сделали больше чем Геббельс и западная пропаганда вместе взятые.
«Критикуешь-предложи». Предлагаю: нельзя вспоминать о войне только когда циферка на конце года станет «0» или «5», чтобы потом школы, доп. образование, общественные организации и региональные власти бодро отчитывались о количестве проведённые мероприятий, рисовали красивые цифры, подсчитывая сколько свечек зажглось в каждом окне 9 мая. Чтобы священники с высокой трибуны не призывали «погасить и разрушить все Вечные Огни», потому что это символ язычества и мракобесия.
На фронте воевали каждый день, так если у нас «война», почему мы вспоминаем об этом только от случаю к случаю, а до того момента, как будто и нет ветеранов, подвигов, памятников, исторической памяти?
На фронте за каждой «цифрой» стоял человек, так давайте и мы будем смотреть в глаза своим, а не чужие спины, пытаясь доказать теорему, у которой изначально нет доказательства.   
В нашей юридической практики есть «оскорбление чувств верующих», но если война настолько священна, как мы провозглашаем, почему нет «оскорбления чувств ветеранов»?
Я бы на месте властей задумался.
А закончить хочу стихами, которые меня, когда я был десятилетним мальчишкой, доводили до слёз, и рождали то чувство, которое так необходимо нам сейчас. Они скажут гораздо больше меня.

Я смотрю на тебя, моя мама,

С фотокарточки в нашем дому,

Что не раз ты со стенки снимала,

Прижимая к лицу своему...

Я не плачу в такие минуты —

Быть весёлым фотограф просил.

Но порой у меня почему-то

Не хватает для этого сил.

У кого их, родимая, хватит,

Если столько непрожитых лет

Мы с тобою одни в этой хате.

Где ни внуков, ни правнуков нет.

Мама, мама, не мы в том виною,

Не бывает за теми вины,

Кто выходит сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны.

Слышно мне, как теплы твои руки

И слова у меня горячи:

Вся страна — твои дети и внуки,

Потому что я жизнь им вручил.

Пусть они не увидят ни грамма

Из того, что я видел в бою.

Пусть они берегут тебя, мама,

Как берёг я Отчизну свою.

Целый мир заслоняя собою,

Да стоят они, правдой сильны,

И умеют сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны.