Найти тему
SRSLY

О съемках в Киргизии, браке и фатализме. Интервью с Викторией Толстогановой

«На дальних рубежах» можно интерпретировать по-разному. Есть и религиозный аспект, есть и мотив фатализма. О чем этот фильм для вас?

Мне в этой истории дороги скупость и минимализм. Так бывает, что происходит в жизни то, чего не должно было быть. Судьба схватила мою героиню за хвост и подсунула чувственное искушение. Если бы Мария знала, к чему все это приведет, изменила бы она? Не думаю. Да и измена бывает разной. Назвать изменой ее поступок можно только после долгого разговора с собой, в зависимости от того, как человек понимает, что такое плохо. Режиссер фильма Максим Дашкин в этом смысле занимал жесткую позицию. Он говорил, что за измену должно быть наказание, и я согласилась: ну да…, а почему нет?

Ваша героиня воспринимает изменой поцелуй. Вы думаете, эта история происходит с ней как ответ на ее отстранение от супруга?

Вы думаете о том, что ей стоило подумать, что она не любит…

Да, что это ответ на сомнение.

Супружество — сложная история. Я взрослый человек и понимаю, что, находясь в браке много лет, можно отдаляться, приближаться, чередовать сложные периоды, потрудиться пережить их. Все возможно. Есть божественные подарки судьбы, которые дают паре прожить в любви, и это величайшая награда. С другой стороны, если бы не было измен, не было бы других примеров великой любви. Ведь результатом измены становятся встречи людей, которые не оказались бы вместе, если бы не расстались с прежней парой. Но это уже нюансы. Мне кажется, что измена — это страшный поступок. И сложнее, в каком-то христианском смысле, тому, кто изменяет. У того, кому изменили, есть возможность простить, хотя это и безумно больно.

В любом случае секс обладает огромной разрушительной силой.

Секс — самое желанное и самое страшное, что есть в мире. Это крест, который мы несем. Очень больно, когда тебе изменяют. Очень больно, когда ты понимаешь, что ничего не мог сделать и изменил. Это обоюдное страдание. Героям фильма уготовано получить наказание за причиненную друг другу боль.

Лично мне судьба никогда не делала отсрочку в наказаниях. Я совершала что-то плохое и на следующий день получала ответ. Ничто не происходит безнаказанно.

Чаще всего измену оправдывают поиском свободы и счастья.

Да, но это ничего не меняет. Действие нашего фильма происходит в Киргизии. Там мы и снимали. Это очень далеко, там сильные ветра и не очень комфортные условия для жизни. Но я искренне считаю, что и в этих условиях можно быть счастливыми. Потому что счастье черпается не из внешних вещей, а изнутри. Мне всегда больно за пары, которые расстаются. Испытание предательством это самое страшное, что уготовано человеку. И мне очень жалко тех, кто через это проходит. Большинство людей очень слабые, они не могут противостоять своим чувствам и желаниям. Но я знаю и тех, кто способен противиться. Их единицы, но так и должно быть.

Ваша игра в фильме построена на отчуждении. В кадре вы существуете в обстоятельствах?

Думаю, да, в жизни я совсем другая. Мне очень нравилась скупость в проявлении чувств моей героини. Такое существование в кадре привлекает меня намного больше, чем эмоциональные всплески. И если бы можно было сыграть эту роль еще раз, я вообще лишила бы свою героиню эмоциональности. Я завороженно смотрю на безэмоциональных женщин или мужчин. Хочется сразу спросить: ты в этот момент разве не испытываешь чувств? Не раздражаешься? Что происходит в твоей голове? Я раньше думала, что реакция обусловлена силой происходящих событий. Ничего подобного.

-2

Находите общие черты со своим персонажем?

Я ее понимаю. Понимаю движения ее души. Женщине вообще не очень легко в этом мире. Мужчине природой дана большая сила. Это обидно, конечно. Женщине дано единственное, в чем она может соперничать с мужчиной, — она может быть как трава: расти, подстраиваться, выдержать что угодно. Если мужчина может силой открыть дверь, то женщина способна через эту дверь просочиться, и это ее единственное спасение, иначе вообще без шансов существовать в мужском мире. Даже если мир сейчас становится женским, кажется, что нам отвечают: «Мы позволили вам сделать его женским». Свою героиню я правда понимаю. Да, случилось страшное. Да, ты виновата. Но она проснется, и будет следующий день. А у ее мужчин уже не будет. Когда я в финальной сцене смотрела на дом прощаясь, Максим Дашкин просил, чтобы я улыбнулась. И я сказала: «Макс, я не могу улыбнуться, у героини горе, еще двух недель не прошло». Максим же просто хотел этим сказать, что героиня, даже после того, что она пережила, уйдет и будет жить дальше.

-3

Вы готовы к радикальным трансформациям на экране? Например, недавно неожиданный образ был у вас в «Колл-центре».

Всегда была открыта, а сейчас особенно. А чего терять? Это круто, на самом деле.

Вы самокритичны к себе? Награды как-то влияют на оценку собственной работы?

Единственный человек, которому я верю и который трезво (настаиваю на этом слове) и правильно может оценить мою игру, — я сама. Я не верю никаким мнениям и оцениваю себя намного жестче, чем окружающие. Когда меня хвалят и говорят, что я сделала свое дело качественно, это хорошо. Но если я понимаю, что справилась плохо, меня никто не переубедит. Награды ничего не меняют. Это приятно в моменте. Но, если я не получаю награды за хорошую роль, однако внутренне понимаю, что была достойна, — это для меня главное. А если я чувствую, что в полученной награде есть какая-то натяжка, я принимаю ее, но не верю. Верю себе и, конечно, режиссеру, с которым работаю.

Придумываете биографию персонажа?

Стараюсь. Максим — дотошный режиссер. Просил вести дневник. Даже подарил мне молескин, чтобы я вела его. Но я была двоечницей и не делала этого. Очень много думала о своей героине, что-то придумывала. В кино это проще, в сериале сложнее заставить себя этим заниматься и режиссера тоже. У Макса же было много времени для внутренней подготовки, как и у меня. Мы думали, как живет моя героиня, о чем думает, что ест на завтрак…

-4

При просмотре провел любопытную аналогию, вспомнил «Раскаленную субботу». Там историю, нравы, поведение героев определяло место. Здесь же, при схожих обстоятельствах любовного треугольника, происходит совершенно другая история. Заряжало ли вас какой-то энергией место, где вы снимали?

Очень. Не было бы этого места — Балыкчи, фильм был бы совсем другим. Мне кажется, «На дальних рубежах» как кино состоялось. Оно может нравиться или не нравиться, оно держит в напряжении, не отпускает, и мне кажется, что на 70% это происходит благодаря месту, где мы находились. Мне в голову не могло прийти, что такое место на свете есть. Там какое-то сочетание несочетаемого. Невозможно себе представить, как живут люди в Балыкчи. Там много домов разрушены, словно после бомбежки. Но, стоит отойти на несколько километров, увидишь невероятной красоты природу. С этим ветром, цветами гор. Русские жители, с которыми мы говорили, подмечали, что «если здесь идет дождь, значит, в Бишкеке сейчас сильный снег». Они от природы зависят полностью. Когда ты видишь эти несочетаемые вещи, рождается что-то третье, какой-то новый смысл. Например, мы снимали, и вдруг из ниоткуда появлялся красавец-мальчик верхом на ишаке. Ты сразу думаешь: «Это сказка?» Но это также очень одинокое место. Я не хотела в Москву, когда находилась там. Но сейчас смотрю на фотографии и думаю о том, как в этом месте легко умереть от одиночества. Если бы мне сказали: «Проживи там год», я бы выжила, конечно, но это было бы сложно.

Для этого нужно там родиться, наверное.

Да, конечно, но наши персонажи не родились там, поэтому им и нелегко. Вся трагедия происходит накануне их отъезда в Рязань, где все проще и роднее. Однако в последние две недели случается то, что случается. Но есть еще и сын моей героини, он точно уедет.

Есть какая-то надежда…

Какая-то надежда всегда есть!

Фото: Кадр из фильма «На дальних рубежах»