Найти в Дзене

Не сбывшиеся мечты 1941-го года

Есть у газетчиков одна старая и добрая традиция. В канун школьных выпускных обращаться к вчерашним ученикам с вопросом «Кем хочешь стать?». Восемьдесят лет назад, рассказать о своих планах брестских десятиклассников попросила и редакция «Зари». Выпускники откликнулись и прислали на эту тему небольшие, трогательные в своей искренности сочинения. Одно из них под заголовком «Буду инженером!», написанное ученицей средней школы № 15 города Бреста Еленой Пузыревой, было напечатано в 144-м, последнем предвоенном выпуске газеты «Заря», вышедшем в свет 21 июня. Каждый раз, когда беру в руки эти пожелтевшие, уже совсем хрупкие страницы, вчитываюсь в напечатанные на них строки, словно в машине времени переношусь в последний мирный день 1941 года...
В тот субботний вечер во многих домах Бреста допоздна горел свет. Не торопились выключать его и в квартире Пузыревых, живших в доме №14 на бульваре Мицкевича. Агафья Семеновна ждала мужа, а дети – отца. Генерал-майор Михаил Пузырев комендант 62-го укрепленного района не был дома уже несколько последних дней.
Михаил Иванович приехал после полуночи и не смотря на поздний час, вся семья, вчетвером села за стол пить чай и делиться впечатлениями от событий произошедших за время разлуки.
– Сочинение Лены в газете напечатали, – поспешил поделиться очередным успехом старшей сестры Борис.
– Поздравляю. Прочти, дочка – улыбнулся отец.
Семнадцатилетняя Елена развернула газету и с выражением, как на уроке литературы, стала декламировать:
- Кем я хочу быть? В моей стране могу быть кем угодно: инженером, врачом, педагогом, музыкантом, и каждая из этих профессий интересна, увлекательна, почетна. Почетна потому, что труд у нас является делом чести, доблести и героизма. Я хочу быть инженером! Много предстоит впереди работы. Будут и трудности, но если есть светлая, большая добрая задача, – они достигаются легко. Перед выпускниками открывается большая дорога в жизнь. Тысячи парней и девушек таких же как и я, возьмут книги, винтовки, сядут в танк, в самолет и научатся трудиться на благо нашей родины. Я – патриотка своей страны, потому что она меня воспитала, направляет на дальнейшую жизнь. Она требует от меня знаний, силы и настойчивости в борьбе за достижение нашей цели – построения коммунистического общества. Я обещаю родине, буду хорошим инженером. Е. Пузырева выпускница 15 средней школы г. Бреста.
– Какие светлые слова, – обнял дочь и сына Михаил Иванович. – Уверен, что все ваши мечты обязательно сбудутся…
Спать в ту ночь Пузыревы легли поздно. А уже через несколько часов проснулись от громкой дрожи оконных стекол и необычного, страшного гула. Агафья Семеновна с трудом оторвала голову от подушки, и увидев зарево над крепостью поняла – это война! Вскочив на ноги взглянула на часы. Было 15 минут пятого. Побежала в комнату детей, разбудила их и возвратившись увидела мужа, натягивающего армейские сапоги.
– Быстро одеваться во все удобное и возьми документы, - бросил на ходу генерал.
Уже через несколько минут они вышли из дома на улицу по которой в разных направлениях бежали люди. Военные, увидев генерала, стали к нему обращаться с вопросами. Пузырев отвечал однозначно: всем прибыть в свои части. Канонада артиллерийских разрывов и гул летящих над головой самолетов не смолкал. Под ногами разбитое стекло, со столбов свисают провода. На одном из перекрестков генерал крикнул жене и детям: Ложись»! В городе уже стреляли...
Добрались до здания штаба 6-й стрелковой дивизии на улице Пушкинской, здесь в одном из учебных кабинетов уже собралось несколько семей комсостава. В раскрытые двери было видно, как быстро входили и выходили военные. Вдруг в кабинет внесли двух раненых, и Елена начала оказывать им посильную медицинскую помощь. Минут через двадцать Агафья Семеновна в последний раз увидела мужа. Он, не подходя к родным, стоя в дверях сказал, что уезжает с командованием дивизии, машин для эвакуации семей нет, и они должны немедленно уходить из Бреста к старой границе. Еще раз окинув взглядом жену и детей, генерал-майор ушел. Была половина шестого утра 22 июня 1941 года...
Шли налегке. Вокруг такие же растерянные, еще не совсем осознавшие происходящее люди. Многие полуодеты, кто-то с маленькими детьми на руках, а кто-то с нелепыми по ситуации подушками или настенными часами. Канонада стала тише. На железнодорожном переезде встретили одноклассника Елены – Игоря Казака, позвали его с собой. Так и шли вдоль железнодорожных путей на Восток. Около полудня, в Жабинке, сели в пустой товарный состав, но ехать пришлось не долго. Вскоре налетели немецкие самолеты и стали бомбить эшелон, расстреливать из пулеметов, выскакивающих из горящих вагонов людей… Через два дня добрались до Минска, но из него тоже вскоре пришлось эвакуироваться. В августе, в Воронеж пришло долгожданное письмо от Михаила Ивановича в котором он очень лаконично писал, что все это время отходил с боями и сейчас находится в войсках. В октябре семья Пузыревых из Воронежа эвакуировалась в село Бессоновку Саратовской области, где получила от Михаила Ивановича еще одну весточку о том, что его управление переводят в Сталинград. А 18 ноября 1941 года пришла телеграмма о его смерти «при исполнении служебных обязанностей».
В мае 1965 года Агафью Семеновну вызвали в облвоенкомат Киева, города где Пузыревы жили с 1944 года и вручили орден Отечественной войны I степени, которым генерал-майор Пузырев был награжден посмертно.
Р.S Агафья Семеновна умерла в 1978 году на 80-м году жизни в городе Киев. Сын генерал-майора Пузырева – Борис Михайлович Пузырев стал военным моряком, служил на Северном флоте. Елена Михайловна Пузырева всю жизнь прожила в Киеве, долгие годы проработав заведующей газетным отделом библиотеки академии наук УССР.