Найти тему
Замочная скважина-news

«Место встречи изменить нельзя»: вырезанные сцены из фильма

Оглавление
Легендарный сериал в первоначальном варианте был на целых два часа длиннее.
Легендарный сериал в первоначальном варианте был на целых два часа длиннее.

Куда делся отснятый материал, почему картину пришлось сокращать перед показом и что было в самой пикантной сцене, которая пошла «под нож»?

«По просьбам Гостелерадио»

По одной из версий, 7-серийная лента ужалась до 5-ти серий по просьбе Гостелерадио СССР. Центральному ТВ было куда проще спланировать показ ленты, которая могла идти всю рабочую неделю - с понедельника по пятницу.

Премьера случилась в 1979-м. Её приурочили к очередному Дню милиции.

Что в фильме не понравилось кураторам

Конкин и Садальский на съёмках, фото из открытых источников
Конкин и Садальский на съёмках, фото из открытых источников

Как и за любой другой лентой, рассказывавшей об истории советской милиции, за «Местом встречи изменить нельзя» закрепили консультанта из МВД. Таковым был генерал-лейтенант Константин Никитин. Увы, во время работы над лентой, милицейского начальника неожиданно не стало.

Вместо него были назначены новые кураторы, которым в фильме показался спорным целый ряд моментов. Например, они всерьёз опасались, что после выхода ленты советские школьники начнут играть в «чёрную кошку» и «Маньку-облигацию». Так что уважаемому режиссёру пришлось прислушаться и к мнению экспертов в погонах...

Плевок в Жеглова

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников

Например, из идеологических соображений была сокращена финальная часть. На съёмках в ней был дан карт-бланш актёру Ивану Бортнику. Ему разрешили немного импровизации в сцене задержания «Чёрной кошки». Бортник отыграл эпизод блистательно. При этом исполнил блатную песню (её, конечно, вырезали потом) и… плюнул в лицо Жеглова. Этот момент был очень ярким и эмоциональным. Плевок оказался неожиданностью даже для Высоцкого, тут же переменившегося в лице. Однако на выходе эпизод порезали, ведь плевок в представителя власти и закона был точно недопустим.

Кстати, в создании сцены были задействованы реальные милиционеры из 1940-х, которых Говорухин решил подключить к работе. Они сыграли самих себя и были крайне недовольны «импровизацией Бортника». Актёру серьёзно намяли бока. Но в картину это также было решено не включать...

Боевое прошлое Шарапова «засекретили»

Шарапов на фронте, фото из открытых источников
Шарапов на фронте, фото из открытых источников

«Резали» по-живому. Например, фильм лишился эпизодов, в которых рассказывалось о боевом прошлом Владимира Шарапова. Также в сценах появлялся герой Виктора Павлова — Левченко, будущий участник банды.

Говорухину, конечно, было жаль расставаться с этими сценами, ведь работа над ними оказалась непростой. Снимали на болотах. Актёрам приходилось несколько раз забираться в ледяную воду. Причём, Павлов никому не признался, что только-только выписался из больницы.

Как фильм получил позитивный финал

Часть моментов из концовки фильма убрали, чтобы просто не портить настроение зрителям напоследок. Например, было решено отказаться от тяжёлого разговора Шарапова и Жеглова после задержания бандитов (Шарапов был в ярости, что Глеб Егорович выстрелил в Левченко). Кроме того, был вырезан эпизод с портретом Вари Синичкиной в чёрной рамке, который неожиданно увидел герой Конкина в вестибюле управления...

Напротив, было решено показать Варю в добром здравии и с малышом на руках.

«А поутру они проснулись»: провокация режиссёра

Шарапов и Синичкина, фото из открытых источников
Шарапов и Синичкина, фото из открытых источников

Самая пикантная сцена в фильме изначально, похоже, была режиссёрской провокацией. Станислав Говорухин включил в картину момент, когда герои Шарапова и Синичкиной просыпаются вместе рано утром. Ничего крамольного в эпизоде, по большому счёту, не было. Однако цензоры посчитали его совершенно лишним.

Актёр Владимир Конкин потом со смехом говорил, что Говорухин специально решил добавить в картину пикантности, чтобы… отвлечь внимание цензуры от других спорных моментов. Так и произошло: эпизод с Синичкиной убрали, но при этом на что-то в фильме закрыли глаза.