Куда делся отснятый материал, почему картину пришлось сокращать перед показом и что было в самой пикантной сцене, которая пошла «под нож»?
«По просьбам Гостелерадио»
По одной из версий, 7-серийная лента ужалась до 5-ти серий по просьбе Гостелерадио СССР. Центральному ТВ было куда проще спланировать показ ленты, которая могла идти всю рабочую неделю - с понедельника по пятницу.
Премьера случилась в 1979-м. Её приурочили к очередному Дню милиции.
Что в фильме не понравилось кураторам
Как и за любой другой лентой, рассказывавшей об истории советской милиции, за «Местом встречи изменить нельзя» закрепили консультанта из МВД. Таковым был генерал-лейтенант Константин Никитин. Увы, во время работы над лентой, милицейского начальника неожиданно не стало.
Вместо него были назначены новые кураторы, которым в фильме показался спорным целый ряд моментов. Например, они всерьёз опасались, что после выхода ленты советские школьники начнут играть в «чёрную кошку» и «Маньку-облигацию». Так что уважаемому режиссёру пришлось прислушаться и к мнению экспертов в погонах...
Плевок в Жеглова
Например, из идеологических соображений была сокращена финальная часть. На съёмках в ней был дан карт-бланш актёру Ивану Бортнику. Ему разрешили немного импровизации в сцене задержания «Чёрной кошки». Бортник отыграл эпизод блистательно. При этом исполнил блатную песню (её, конечно, вырезали потом) и… плюнул в лицо Жеглова. Этот момент был очень ярким и эмоциональным. Плевок оказался неожиданностью даже для Высоцкого, тут же переменившегося в лице. Однако на выходе эпизод порезали, ведь плевок в представителя власти и закона был точно недопустим.
Кстати, в создании сцены были задействованы реальные милиционеры из 1940-х, которых Говорухин решил подключить к работе. Они сыграли самих себя и были крайне недовольны «импровизацией Бортника». Актёру серьёзно намяли бока. Но в картину это также было решено не включать...
Боевое прошлое Шарапова «засекретили»
«Резали» по-живому. Например, фильм лишился эпизодов, в которых рассказывалось о боевом прошлом Владимира Шарапова. Также в сценах появлялся герой Виктора Павлова — Левченко, будущий участник банды.
Говорухину, конечно, было жаль расставаться с этими сценами, ведь работа над ними оказалась непростой. Снимали на болотах. Актёрам приходилось несколько раз забираться в ледяную воду. Причём, Павлов никому не признался, что только-только выписался из больницы.
Как фильм получил позитивный финал
Часть моментов из концовки фильма убрали, чтобы просто не портить настроение зрителям напоследок. Например, было решено отказаться от тяжёлого разговора Шарапова и Жеглова после задержания бандитов (Шарапов был в ярости, что Глеб Егорович выстрелил в Левченко). Кроме того, был вырезан эпизод с портретом Вари Синичкиной в чёрной рамке, который неожиданно увидел герой Конкина в вестибюле управления...
Напротив, было решено показать Варю в добром здравии и с малышом на руках.
«А поутру они проснулись»: провокация режиссёра
Самая пикантная сцена в фильме изначально, похоже, была режиссёрской провокацией. Станислав Говорухин включил в картину момент, когда герои Шарапова и Синичкиной просыпаются вместе рано утром. Ничего крамольного в эпизоде, по большому счёту, не было. Однако цензоры посчитали его совершенно лишним.
Актёр Владимир Конкин потом со смехом говорил, что Говорухин специально решил добавить в картину пикантности, чтобы… отвлечь внимание цензуры от других спорных моментов. Так и произошло: эпизод с Синичкиной убрали, но при этом на что-то в фильме закрыли глаза.