Найти тему
частные суждения

Советская комедия «Фонтан» — притча о душе и рае.

В советское время снималось немало умных фильмов, которые вроде бы показывают вполне обыденные события, но при внимательном рассмотрении оказываются фантасмагорическими философскими эссе. А лучшие из советских комедий напрямую иллюстрируют глубокие духовные истины. Вот, к примеру, сюжет фильма Рязанова «Служебный роман». Чем не развёрнутая демонстрация того, как некая высшая сила заведомо злой замысел (обмануть начальницу, изображая влюблённость, чтобы добиться повышения по службе) преобразует в благо — истинную любовь?

Крылатый человек на крыше — символ иной реальности.
Крылатый человек на крыше — символ иной реальности.

«Фонтан» является иллюстрацией другого тезиса. В Евангелии от Иоанна сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Иоанн, должно быть, слишком хорошо думал о людях. Отнюдь не только злодеи шарахаются от всякой истины и света, и совсем не всегда по причине неких свершённых ими злодеяний. Предпочтение тьмы свету, к сожалению, может иметь разные причины, но все они коренятся в страхе.

Кербабаев в аэропорту.
Кербабаев в аэропорту.

И в первую очередь это страх всего чужого и непонятного. Вот ключевой персонаж «Фонтана», аксакал Сатыбалды Кербабаевич Кербабаев. Если бы он умер и перед ним оказался восточный дворец с гуриями, он бы, разумеется, понял и принял такой рай, поданный в привычных ему образах. Но он перемещается в качественно иной мир другим способом — самолётом Аэрофлота. Как и положено, в ином мире его встречает родня — но не предки, а совсем наоборот, его дочь с русским мужем и сыном.

Семейный ужин.
Семейный ужин.

Этот иной мир, которым для жителя солнечного Туркменистана является зимний Ленинград, имеет все признаки рая, причём рая мусульманского. Неважно, является ли Кербабаев верующим, в любом случае Коран он не мог не знать, хотя бы в силу своего возраста. В исламских странах муллы вслух зачитывают отрывки из Корана общине, и в детстве (а то и юности) Кербабаев их наверняка слышал. Но увидев явные признаки места, приуготовленного Аллахом для праведников, он не только не возрадовался, а напротив, возмутился.

Вода, текущая из дыры в трубопроводе.
Вода, текущая из дыры в трубопроводе.

Чем же, согласно Корану, рай отличается от обыденного мира? Там прохладно (для жителей аравийской пустыни это было весьма значимо), свободно течёт вода, праведника ждут прекрасные гурии. Кербабаев в Ленинграде видит всё это, но в непривычном для него формате. И как раз явные признаки рая вызывают у него яростное возмущение, которое он проявляет своими действиями. Увидев по телевизору балерин, одетых с его точки зрения слишком легко (чем не гурии?), он заставляет свою дочь выключить телевизор.

В его привычном мире вода — это жизнь.
В его привычном мире вода — это жизнь.

Ещё большее возмущение у Кербабаева вызывает другой признак райских садов — текущая из дыры в трубе вода во дворе дома, где он поселился. Причём в этом случае он негодует намного активнее, и как только получает такую возможность — отключает воду, чтобы заткнуть этот фонтан. В результате чего дом остаётся без отопления. Кербабаев ещё и препятствует людям снова пустить воду, запершись в подвале доме. Почему он так поступает? Не по злому умыслу, а от чувства ответственности. Как старик и глава рода, он обязан присматривать за нравственностью своих родственников — поэтому он заставил дочь выключить телевизор с балеринами. А как коренной житель пустыни, он не может допустить, чтобы вода просто так вытекала из трубы.

Надо быть хорошим послушным мальчиком.
Надо быть хорошим послушным мальчиком.

Похожая ситуация была показана английским писателем К.С. Льюисом в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» — первой в цикле про Нарнию. Один из героев повествования, мальчик Эдмунд, оказывается предателем. Но вовсе не по злой воле, а потому, что оказавшись в ином мире он продолжает думать и действовать по привычным представлениям. Говорящих зверей не существует, а если они есть, значит это какой-то обман или фокус. А взрослых надо слушаться. Так он, помимо своей воли и желания, оказывается на стороне Белой Колдуньи, воплощения адских сил.

Оказавшийся в лучшем мире человек сам себя запирает в тёмный подвал.
Оказавшийся в лучшем мире человек сам себя запирает в тёмный подвал.

Разумеется, и Нарния, и Ленинград в «Фонтане» раем не являются. Это лишь отражения иного мира, заведомо лучшего по сравнению с привычной реальностью. И далеко не самые худшие люди, оказавшись в них, своими действиями портят и разрушают эту высшую реальность, обращая её в подобие ада. Всего лишь потому, что не понимают, где они оказались. Они не могут понять, как быть в ситуации, ранее не встречавшейся и по привычке поступают так, как привыкли. Именно страх понять и принять иную, лучшую реальность и является главной причиной того, что оказавшись в мире света (не абсолютного, как в истинном раю, но чуточку большего, чем в обыденности), они выбирают тьму.