В качестве новой меры борьбы с нарушителями ГИБДД объявила об использовании так называемых скрытых патрулей: следить за потоком инспекторы будут из машин без мигалок и специальной раскраски. Рассказываем, как всё будет реализовано. И вообще — законно ли это?
На самом деле, мера не такая уж новая. Ещё пять лет назад, в 2016-м, столичная автоинспекция уже вводила патрулирование на обычных автомобилях. Из оборудования у инспекторов не было ничего — даже видеорегистраторов! Вся их работа сводилась к наблюдению и передаче данных о нарушителях по рации ближайшим постам. Но если остановленный водитель не признавал свой проступок, доказать его было нечем, ведь остановили его те, кто нарушения не видел. В ведомстве тогда хвалились, что вывели на улицы около 30 Фордов Фокус без спецраскраски. Но после этого ни о каких успехах никто не отчитывался: эксперимент тихо и быстро прикрыли.
И вот — аналогичная инициатива уже на федеральном уровне. За последнее время о ней заявили сразу в нескольких регионах страны (в частности — в Самарской области и Красноярском крае). Места будут выбирать, исходя из статистики аварийности: где больше нарушают с особым риском — там и встанут. Ну, или будут ездить туда-обратно по опасному участку. Идея в том, что, увидев обычный автомобиль ДПС, многие начинают ехать по правилам и ещё других водителей предупреждают, мигая фарами. А скрытый патруль для подавляющего большинства останется незамеченным. Правда, внимательные водители всё же углядят в салоне людей в форме: нести дежурство автоинспекторы не могут в «штатском».
Принцип работы тот же, что в Москве несколько лет назад. «Тайный» патруль будет работать в связке с обычным, стоящим поодаль. Приметы нарушителя передадут по рации, и его остановят. Доказательством будет служить запись с регистратора скрытого патруля (видимо, на сей раз гаджеты инспекторам всё-таки выдадут). В ГИБДД не скрывают, что в основном таким способом станут выявлять обгоняющих через сплошную. Во-первых, лобовые аварии из-за выезда на встречную полосу всегда имеют наиболее тяжёлые последствия. Во-вторых, при очном общении с инспекторами водитель однозначно лишается прав на срок до полугода. А вот с камеры ему может прийти только штраф на 5000 рублей.
К подобной схеме возникает два важных вопроса. Первый: а так вообще законно делать? Да! Закон позволяет использовать для несения службы машины без «специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов». Снимать дорожное движение и процесс общения с водителем тоже не запрещено. Более того — настоятельно рекомендовано. А как насчёт того, что снимают на обычный смартфон или китайский видеорегистратор? Тоже можно. Сертифицированные и поверенные средства должны использоваться в случаях, когда требуются точные замеры. Например, при контроле превышения скорости (нельзя ехать за нарушителем и потом ссылаться на штамп скорости на видеорегистраторе) или выявлении неправильно припаркованных машин (нужны координаты точки нарушения). А для понимания, через какую линию разметки вернулся в свою полосу водитель, высокая точность не требуется. Однако есть нюанс. Составить протокол и вынести наказание без участия водителя в этом случае нельзя. Телефон и регистратор не считаются устройствами, сертифицированными для работы в автоматическом режиме. Записи с них можно использовать только как доказательства. А все бумаги должны быть составлены в присутствии водителя, с его подписями и объяснениями.
«С выездами на встречную полосу, конечно, нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин.
Второй вопрос к скрытым патрулям — в чём их вклад в безопасность движения? Многие эксперты и обыватели считают, что задача ГИБДД заниматься профилактикой и недопущением нарушений. Именно из этих соображений, например, появились знаки, предупреждающие о камерах фиксации нарушений. Причём не только стационарных, но и мобильных. Или устанавливают картонные муляжи гаишных машин. Или ввели в некоторых регионах обязательное включение мигалок на крыше в тёмное время суток при несении службы. А в случае с «тайным» дежурством автоинспекторы, зная, что это сложный и опасный участок, просто ждут, когда кто-то создаст на нём потенциально аварийную ситуацию, чтобы его наказать. Кое-кто называет схему провокационной, заточенной на выполнение нормы по протоколам.
Между тем, пока никаких итогов работы скрытых патрулей не оглашали. Возможно, как и несколько лет назад, практика через некоторое время тихо закончится. Пока же о её существовании следует знать даже аккуратным водителям: от ошибки на дороге не застрахован никто.