Найти в Дзене
transportrussia

Я вас не вижу: что принесёт скрытое патрулирование ГИБДД

В качестве новой меры борьбы с нарушителями ГИБДД объявила об использовании так называемых скрытых патрулей: следить за потоком инспекторы будут из машин без мигалок и специальной раскраски. Рассказываем, как всё будет реализовано. И вообще — законно ли это?

Увидев нарушителя, сотрудник ГИБДД передаёт информацию на ближайший пост
Увидев нарушителя, сотрудник ГИБДД передаёт информацию на ближайший пост

На самом деле, мера не такая уж новая. Ещё пять лет назад, в 2016-м, столичная автоинспекция уже вводила патрулирование на обычных автомобилях. Из оборудования у инспекторов не было ничего — даже видеорегистраторов! Вся их работа сводилась к наблюдению и передаче данных о нарушителях по рации ближайшим постам. Но если остановленный водитель не признавал свой проступок, доказать его было нечем, ведь остановили его те, кто нарушения не видел. В ведомстве тогда хвалились, что вывели на улицы около 30 Фордов Фокус без спецраскраски. Но после этого ни о каких успехах никто не отчитывался: эксперимент тихо и быстро прикрыли.

И вот — аналогичная инициатива уже на федеральном уровне. За последнее время о ней заявили сразу в нескольких регионах страны (в частности — в Самарской области и Красноярском крае). Места будут выбирать, исходя из статистики аварийности: где больше нарушают с особым риском — там и встанут. Ну, или будут ездить туда-обратно по опасному участку. Идея в том, что, увидев обычный автомобиль ДПС, многие начинают ехать по правилам и ещё других водителей предупреждают, мигая фарами. А скрытый патруль для подавляющего большинства останется незамеченным. Правда, внимательные водители всё же углядят в салоне людей в форме: нести дежурство автоинспекторы не могут в «штатском».

Снимать из засады можно на любую камеру или даже на телефон
Снимать из засады можно на любую камеру или даже на телефон

Принцип работы тот же, что в Москве несколько лет назад. «Тайный» патруль будет работать в связке с обычным, стоящим поодаль. Приметы нарушителя передадут по рации, и его остановят. Доказательством будет служить запись с регистратора скрытого патруля (видимо, на сей раз гаджеты инспекторам всё-таки выдадут). В ГИБДД не скрывают, что в основном таким способом станут выявлять обгоняющих через сплошную. Во-первых, лобовые аварии из-за выезда на встречную полосу всегда имеют наиболее тяжёлые последствия. Во-вторых, при очном общении с инспекторами водитель однозначно лишается прав на срок до полугода. А вот с камеры ему может прийти только штраф на 5000 рублей.

К подобной схеме возникает два важных вопроса. Первый: а так вообще законно делать? Да! Закон позволяет использовать для несения службы машины без «специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов». Снимать дорожное движение и процесс общения с водителем тоже не запрещено. Более того — настоятельно рекомендовано. А как насчёт того, что снимают на обычный смартфон или китайский видеорегистратор? Тоже можно. Сертифицированные и поверенные средства должны использоваться в случаях, когда требуются точные замеры. Например, при контроле превышения скорости (нельзя ехать за нарушителем и потом ссылаться на штамп скорости на видеорегистраторе) или выявлении неправильно припаркованных машин (нужны координаты точки нарушения). А для понимания, через какую линию разметки вернулся в свою полосу водитель, высокая точность не требуется. Однако есть нюанс. Составить протокол и вынести наказание без участия водителя в этом случае нельзя. Телефон и регистратор не считаются устройствами, сертифицированными для работы в автоматическом режиме. Записи с них можно использовать только как доказательства. А все бумаги должны быть составлены в присутствии водителя, с его подписями и объяснениями.

Сотрудники ГИБДД обязательно должны познакомить нарушителя с результатами своих наблюдений
Сотрудники ГИБДД обязательно должны познакомить нарушителя с результатами своих наблюдений

«С выездами на встречную полосу, конечно, нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин.

Второй вопрос к скрытым патрулям — в чём их вклад в безопасность движения? Многие эксперты и обыватели считают, что задача ГИБДД заниматься профилактикой и недопущением нарушений. Именно из этих соображений, например, появились знаки, предупреждающие о камерах фиксации нарушений. Причём не только стационарных, но и мобильных. Или устанавливают картонные муляжи гаишных машин. Или ввели в некоторых регионах обязательное включение мигалок на крыше в тёмное время суток при несении службы. А в случае с «тайным» дежурством автоинспекторы, зная, что это сложный и опасный участок, просто ждут, когда кто-то создаст на нём потенциально аварийную ситуацию, чтобы его наказать. Кое-кто называет схему провокационной, заточенной на выполнение нормы по протоколам.

Увидев на дороге патруль, водители обычно предупреждают друг друга миганием фар
Увидев на дороге патруль, водители обычно предупреждают друг друга миганием фар

Между тем, пока никаких итогов работы скрытых патрулей не оглашали. Возможно, как и несколько лет назад, практика через некоторое время тихо закончится. Пока же о её существовании следует знать даже аккуратным водителям: от ошибки на дороге не застрахован никто.