Сдать централизованное тестирование по математике — задача не из легких. Особенно если и в школьные годы с математикой был на «вы», с трудом переходя через горные перевалы в виде треугольников, квадратов, трапеций и переплывая бурные реки уравнений и формул. Однако во вторник 23 июня пришлось вновь постараться вспомнить все, чему учили в школе, придя в 1-й корпус Белорусского государственного университета на встречу с «царицей наук», как уважительно с древних времен называют математику.
Исходя из списков с фамилиями, сдавать пришлось в здании юридического факультета БГУ, в аудитории № 309. За час до начала ЦТ у входа в здание собралось множество парней и девушек. Дресс-код в БГУ — серьезное дело, парням пришлось надеть брюки и джинсы, невзирая на царившую жару, девушки также подчинились требованиям и соответствовали в общем и целом высокому статусу абитуриенток. Как и в случае с ЦТ по русскому языку в БНТУ, на входе строгие контролеры проверяли, нет ли у участников запрещенных правилами вещей. Вот миловидная девушка, улыбаясь, спрашивает, можно ли использовать калькулятор во время теста — на что получает отрицательный ответ, ведь, по правилам, это устройство допускается только на ЦТ по химии и физике. А вот парень отдает свою бутылку с водой организаторам. Нет, им нисколько не жалко, столь нужной в жару жидкости, пей. Сколько хочешь — но вот этикетку с бутылки приходится снять. Известное дело — чтобы на внутренней стороне наклеенной этикетки не оказалось шпаргалок и прочих запрещенных надписей.
В самой аудитории № 309 оказалось 50 человек, которые вместе со мной сегодня сдавали математику. Организаторы ЦТ, а таковых было 5 человек в кабинете, предупредили о том, что тест длится 3 часа, при желании можно воспользоваться питьевой водой, которая была для этого заготовлена. И вот на часах 11:08 — уже розданы все бланки и варианты заданий, начался всеобщий мозговой штурм.
Признаться, шел на этот тест с некоторой долей обреченности. Уж слишком сильный гуманитарий сидит во мне. Если еще в школьные годы я «плавал» в формулах и геометрических углах, то что же будет ныне, 15 лет спустя окончания школы, да еще и полностью без подготовки?
Мне пришлось решать 18 заданий из части «А» и 14 заданий из части «Б». И понеслось… Числовые неравенства, графики функций, умение высчитать площадь цилиндра, знание арксинусов и арккосинусов, перемножение катетов равнобедренного треугольника, примеры с логарифмами, извлечение квадратных корней из чисел, сумма граней в призме, равносильные уравнения, вычислить длину медианы в правильной пирамиде, знание параболы и плоскостей — в общем, хватало для того, чтобы волосы на некоторых частях тела стали шевелиться от ужаса, хоть я уже не далеко не абитуриент.
Стопроцентная уверенность была в первых 5 заданиях части «А», где были несложные уравнения и необходимость посчитать дроби и проценты. Все, что дальше — уже зыбкая почва догадок и суждений, а в случаях, когда на пути вставали бастионы из области геометрических задач, то и скоропалительная капитуляция. Вместо отведенных 3 часов на выполнение всех заданий мне хватило 1 ч 20 мин. Сидеть больше смысла не имело, без знания формул и теории в математическом океане на плоту, свитом из песен и слов, делать было нечего, как бы ни утверждал обратное Юрий Лоза.
Через 10 дней предстоит узнать свою оценку за математику. Но я еще больше зауважал ту категорию землян, которым математика дается легко. Все-таки ходить под ручку с «царицей наук» дано не каждому.
Автор статьи: Дмитрий Анацко
Автор фото: Дмитрий Анацко