Автор: Николай Чувиков
Драма бывает разной - кто-то из вас до сих пор не может смириться с уходом Ричи Блэкмора из Deep Purple, другие с пеной у рта доказывают, что нет Accept без Удо Диркшнайдера, а третьи возмущаются на тему того, что In Flames давно уже отошли от своего классического звучания и являются нынче чем-то очень даже альтернативным. А вот горстка андеграундных слушателей из Западной Европы ведёт друг с другом жаркие споры о том, стоит ли слушать французскую группу Gnô после ухода из неё Кристофера Година - харизматичного музыканта, который олицетворял собой ранние и классические альбомы коллектива. "Да кому это интересно?! - возопят многие меломаны, считая, что имеет значение лишь та драма, что связана с раскрученными и известными на весь мир группами... мол, разборки среди музыкантов третьего эшелона вообще никого не волнуют. Однако в этом-то и суть - такая драма имеет значение хотя бы по той причине, что такие группы как Gnô небезразличны пусть и узкому, но всё же значимому кругу слушателей.
Так что вопрос остаётся в следующем: стоит ли слушать Gnô без участия Кристофера Година? - тем более, что прошлый альбом группы в лице "Sick Princess" был менее чем убедителен. "Stereofish" 2020 года - это новая попытка вернуть себе почитание слушателей, и я рад сообщить, что на этот раз Gnô настиг настоящий успех (не коммерческий, но творческий). Я бы пошёл настолько далеко, что назвал бы этот релиз лучшим у команды - даже по сравнению с их классическим "Trash Deluxe".
Начать стоит с того, что ранее творчество группы хоть и базировалось на классическом тяжёлом роке, но определённо испытывало на себе влияние гранжа и альтернативы. В результате этого Gnô может и звучали достаточно выразительно, но, в большинстве случаев, как-то неуклюже ложилось на слух. "Stereofish" же сохраняет типичные для группы цепкие мелодии и динамику, но при этом демонстрирует новые музыкальные веяния - здесь можно найти элементы блюза, рок-н-ролла и даже рокабилли. Парадокс, но такие стилистические элементы гораздо лучше гармонируют с исходным звучанием Gnô, а их новые песни обрели так нужные им баланс и органичность. При первом же прослушивании мне захотелось сравнить французов с их коллегами из гораздо более раскрученной команды King's X. Особенно заметно это на таких выразительных номерах как "Let It All Go" и "Slumdog" - на последней особо выразительны отсылки к классическому фанк-року.
При этом, если сравнивать "Stereofish" с прошлыми альбомами Gnô, то можно с уверенностью сказать, что (относительно) новый лонгплей определённо звучит гораздо менее тяжело в плане гитарного звучание. Однако это отнюдь не значит, что музыканты подались в коммерцию - о, нет: просто они перешли с металлизированного саунда на чуть более хард-роковый, тем самым найдя более комфортную стезю для себя и, одновременно, воздавая дань уважения своим кумирам. Но даже в контексте "Stereofish" нельзя отрицать, что определённые альтернативные элементы здесь остались - особенно на таких песнях как "Into The Void" и "Smile". Это вполне закономерно, ибо было бы сущим святотатством просто взять и кардинально забыть про то звучание, что сделало группу популярной... ну, в той мере, насколько это вообще возможно.
При этом наиболее интересным номером на альбоме определённо является "Gnô's New Orbit" ("Новая орбита Gnô"), который, полностью соответствуя своему названию, демонстрирует нам новые грани группы и даже местами заходит на территории прогрессива - особенно во время соответствующего соло на клавишных. Опять же - параллели с King's X напрашиваются сами собой.
Gnô продолжают оставаться самобытной и интересной группой, а их новый альбом в виде "Stereofish" демонстрирует слушателям их желание постоянного развития. Пластинка 2020 года удовлетворит как уже устоявшихся слушателей группы, так и потенциальных новых почитателей, которые оценят элементы классического тяжёлого рока, блюза, фанка и тому подобных жанров. Радостно мне, что даже такие андеграундные коллективы никуда не пропадают и продолжают записывать новый материал.