И вновь вернемся к теме секторальных санкций, угроза которых нависла над Минском. Похоже, что Литва все-таки продавила запрет на транзит через свою территорию (а также через территорию других стран Евросоюза) белорусских удобрений.
Это значит, что налаженная экспортная логистика предприятия "Беларуськалий" рушится. Потому что до сих пор свою продукцию на Запад оно вывозило через литовский порт Клайпеда.
Как теперь будет выстраиваться экспортный маршрут? Насколько это серьезный удар для "Беларуськалия", который является важным игроком на мировом рынке хлоркалийной продукции?
Для начала давайте сразу определимся с условиями задачи. В Клайпеду компания ежегодно отправляет в среднем по 10 млн тонн удобрений. И весь этот объем теперь надо куда-то перенаправить. Много это или мало?
Это очень много. Российский "Уралкалий", к примеру, через Балтийский балкерный терминал, который находится у него в собственности, перегружает по 8 млн тонн.
Переориентировать транзит на порт Усть-Луга по примеру нефтепродукции - это, конечно, напрашивающееся решение. Но есть одна проблема. Мощности по перевалке минеральных удобрений на российском Северо-Западе сейчас находятся в дефиците. Причем дефицит этот обозначился уже давно.
Для его ликвидации сейчас оператор "Ультрамар" ускоренными темпами возводят масштабный хаб в той же Усть-Луге. И вроде как со следующего года он заработает на полную катушку. Но все мощности нового терминала уже практически под завязку разобраны российскими производителями.
"Уралкалий" планирует отправлять через Усть-Лугу дополнительные 2,5 млн тонн ежегодно. Еще порядка 5-6 млн тонн будет переваливать компания "ФосАгро". По 2,5 млн смогут выбрать "Уралхим" и "Акрон". Плюс еще несколько клиентом с менее крупными объемами. Все вместе получается около 13-14 млн тонн. А в терминале "Ультрамар" пока предусмотрена перевалка до 15 млн тонн удобрений.
Полгода назад директор по развитию ООО "Ультрамар" Виктор Гешеле, комментируя возможные планы Белоруссии по переброске своего транзита на Усть-Лугу, пояснял, что прямо сейчас технической возможности принять продукцию "Беларуськалия" не существует. Но не исключил, что может быть принято такое политическое решение и тогда сторонам придется ломать голову, как его реализовывать.
Именно по такому сценарию, похоже, ситуация и развивается. В ближайшее время можно ждать переговоров на тему масштабирования терминала "Ультрамар". И, скорее всего, это потребует каких-то государственных вложений в качестве экстренной меры. Что ж, подождем-посмотрим.
__________
Если вы тоже считаете, что у русских и белорусов одна общая дорога в будущее, присоединяйтесь к нам. Ваша поддержка комментарием, лайком и даже просто подпиской на канал имеет значение!