Добрый вечер, уважаемые любители ночного неба.
Вокруг Центавра расположились созвездия Волк, Жертвенник, Южный Треугольник и Муха. Созвездия неяркие, а Жертвенник и Муха даже тусклые. Вот так они выглядят на интерактивной карте MeteoWeb с линиями созвездий и с примерным обозначением южного полюса небесной сферы:
И вот так, опять же, ближе к их реально видимой конфигурации, на сферической околополюсной проекции навигационной звездной карты:
Сегодня мы найдем два из них: Волка и Муху. Созвездие Волк (Lupus) лежит между Центавром и Скорпионом, вплотную к Центавру: в него упирается нижняя точка натянутого лука кентавра. На интерактивной карте оно напоминает целого волка, а на навигационной карте и на небе похоже только на раскрытую пасть. Как у волка из «Ну, погоди!», когда он кричит: «О! Заяц!».
Созвездие состоит из неярких звезд – его альфа, бета и гамма немного ярче Полярной звезды, а остальные звезды слабые. Наименованных звезд в созвездии нет, что довольно странно. В античные времена созвездие Волк можно было полностью наблюдать с южного побережья Средиземного моря, в частности, из египетской Александрии, поэтому оно попало в звездный атлас «Альмагест», созданный Клавдием Птолемеем, как раз в Александрии обосновавшимся. И, как все созвездия в «Альмагесте», заслужило собственный миф.
Прототип звездного Волка – это первый земной оборотень, царь Аркадии Ликаон. В своем очень отсталом горном регионе, расположенном в середине полуострова Пелопоннес, он построил первый город и первый храм, ввел культ Зевса – такой вполне прогрессивный и религиозный царь. Что совсем не помешало ему заниматься каннибализмом и приучить к этому своих сыновей, а, чтобы стол был всегда накрыт, требовались все новые и новые человеческие жертвоприношения.
Слухи донеслись до Зевса, и он под видом простого путника наведался к Ликаону в гости. Его пригласили во дворец на трапезу и подали мясное блюдо, происхождение которого Зевс, конечно же, сразу определил. Поэтому званый обед не удался. Гость не притронулся к еде, а вместо десерта испепелил молниями все чавкающее мужское потомство любезного хозяина. Самого же Ликаона Зевс превратил в волка.
В общем, наложил на Ликаона серьезные санкции, которые царь-людоед посчитал контр-продуктивными. Он обратился к живущим в горных лесах чародеям-друидам с просьбой вернуть ему человеческий облик. С одной стороны, друидам очень хотелось продемонстрировать бывшему сюзерену свои умения и знания, с другой – подобная демонстрация была бы открытым вызовом Зевсу, поэтому они поступили дипломатично и сделали так, чтобы Ликаон мог принимать человеческий вид только ночью, когда боги спят, а с рассветом он снова превращался в волка.
И еще один мифический эпизод о волке, который по своим моральным качествам Ликаону не уступал и вполне мог оказаться на небе. Как-то не слишком умный и не в меру любвеобильный великан увидел купающуюся в ручье Афину и ничего лучше не придумал, как ей овладеть. Тем более, что ее смертоносное копье и доспехи лежали на берегу. Чтобы выглядеть более решительно и неотразимо, он превратился в огромного волка и, когда богиня-девственница вышла из воды, набросился на нее.
Если немного перефразировать припев советского хита 80-х «Я готов целовать песок, по которому ты ходила», то мы получим примерное представление о том, что произошло дальше:
Саданула ногой в висок
Кулаком в печень угодила
И заставила жрать песок
По которому ты ходила...
А если не примерно, а точно, то Афина успела подхватить с земли свой тяжелый щит и вышибла волку мозги этим щитом, даже не прибегая к помощи холодного оружия. Такой уж недотрогой она была: любимая дочь Зевса, дева-воительница Афина Паллада.
Под задней ногой Центавра и ниже Южного Креста (в полярной проекции навигационной карты – над и выше), как раз на линии направления от Южного Креста к южному полюсу неба мы найдем созвездие Муха (Musca): маленький и тусклый, но все же заметный треугольник.
У Мухи нет ни наименованных звезд, ни своей мифической истории. Как и подавляющее большинство созвездий южной околополярной области небесной сферы, ее описали и занесли в европейские атласы в 16-18 веках, после эпохи Великих географических открытий. И действительно, какой подвиг может совершить муха? Ну, упала в бокал с амброзией, ну, извлекли ее божественными пальцами и брезгливым щелчком отправили на небо. Вот и весь гипотетический миф.
Сегодняшний общий итог: 47 созвездий и 135 наименованных звезд.
Спасибо за внимание.