Работа – неотъемлемая часть нашего существования в обществе. Среднестатистический человек почти половину своей жизни проводит именно здесь. И поэтому выбирать работу нужно так, чтобы она была не только полезна, но и приносила удовольствие. Мы попросили наших коллег – айтишных гуру – поделиться своим мнением о том, чем интересен и сложен их труд. Может быть, эта информация пригодится вам, когда вы задумаетесь над карьерным ростом или сменой направления деятельности внутри ИТ-отрасли.
Данил, специальность – ведущий аналитик
Интерес начинается с любопытства: тебе предстоит разобраться, зачем кому-то понадобилось изменение или создание новой системы, и как без этого обходились раньше. За каждым интервью стоит отдельная история человека, который или долгое время «страдал» от несовершенства процессов, или упорно боролся, чтобы процесс был правильным и эффективным. В поисках истины сплетаются амбиции людей, технические и организационно-политические проблемы. Но в итоге ты начинаешь работать именно с теми, кто больше всего хочет эти изменения внести, потому что считает их полезными. А параллельно учишься у этих людей чему-то новому, хоть и малому, но обязательно ценному. И вот уже при обсуждении проблемы рождаются кусочки решения: что можно поменять, что перестроить в системе или бизнес-процессе. Воображение рисует картинки того, как люди будут пользоваться новыми интерфейсами, как получат информацию, которой им так не доставало. Затем все это воплощается в программном коде, и твои идеи постепенно превращаются в то, что приносит пользу. Приятно ощущать себя частью полезного дела, отмечать, что получилось хорошо, а что в следующий раз можно улучшить.
Конечно, в процессе работы порой бывает сложно держать в приоритете полезность решения, а не скатываться к стремлению сделать все идеально, как в книжке, по правилам. Сложно бывает и общаться с людьми, которые не могут внятно сформулировать свои требования, торопятся, раздражаются, не видят для себя пользы в происходящем. Но все это лишь рабочие моменты, которые всегда удается преодолеть.
Денис, специальность – руководитель группы
Самым приятным в своей профессии я считаю налаживание благоприятной рабочей атмосферы в коллективе, что очень положительно влияет на продуктивность работы. Также к плюсам могу отнести возможность обучения подчиненных новым профессиональным навыкам и дальнейшее наблюдение за тем, как они на практике применяют полученные знания. Для меня крайне интересно выстраивать принципы взаимодействия технической поддержки с заказчиками и коллегами из других департаментов, проводить анализ случившихся проблем, выявлять и устранять их причину.
А вот самое сложное, это, пожалуй, высокий уровень ответственности, т.к. за нами решение очень большого числа критичных обращений как от заказчиков, так и от сотрудников компании. По долгу службы необходимо всегда находиться на связи, быть готовым помочь коллегам как в праздники, так и в ночное время.
Олег, специальность – руководитель проектов
Для меня самое интересное в моей работе – это то, что к ней невозможно привыкнуть и погрязнуть в рутине. Каждый новый проект уникален. Работа над ним похожа на труд в новой организации – у вас новая команда, заказчик, место работы, производственные процессы и способы коммуникаций.
Конечно, приходится приложить немало усилий, чтобы ваше временное предприятие работало эффективно и выдавало именно тот результат, ради которого оно затевалось. Для этого необходимо столько знаний, навыков и инструментов, что только одно их перечисление займет несколько страниц. Но одно из важнейших – это умение работать с людьми. Фактически все, что вам нужно, это убедить участников проекта делать именно то, что будет способствовать его успешному завершению. Если вы все сделали правильно, то вас ждет благодарность заказчика, признание руководства и уважение коллег. А дальше – новые и интересные проекты.
Станислав, специальность – старший руководитель проектов
Самое приятное, на мой взгляд, это творческая составляющая работы, возможность проектировать и создавать как проект целиком, так и отдельные его части. Это возможность ежедневно видеть положительную динамику в работе, реализацию новых и новых элементов проекта.
А вот самое сложное – терпеливо относится к непрерывному процессу «аджайла» со стороны заказчиков, постоянным изменениям требований, зачастую противоречащих ранее сформированным.
Давид, специальность – главный архитектор
Однозначно ответить на вопрос, что самое интересное в моей работе, невозможно: все зависит от того, над каким проектом ты работаешь. Бывают проекты, в которые погружаешься с головой и даже не замечаешь, как пролетает время. А бывает и обратная ситуация, особенно когда за плечами есть такие же работы, которые делались уже не один раз. Поэтому скажу так: самое сложное и самое интересное состоит в том, чтобы при подготовке проекта учесть все нюансы и на основании их выбрать необходимый технологический стек; спроектировать решение таким образом, чтобы оно было максимально оптимальным как с точки зрения разработки, так и с точки зрения итогового продукта.
Александр, специальность – ведущий инженер-программист, разработчик
Чрезвычайно интересен сам процесс разработки. Чистый креатив. Думаешь над алгоритмом, реализуешь его, отлаживаешь, споришь с тестерами, правишь ошибки, снова споришь с тестерами и вот, наконец-то, заработало! А через неделю-две получаешь положительный фидбек от заказчика. И это самый кайф. Ах, да, за это еще и деньги платят!
Сложное? Хм, да нет ничего сложного. Есть же популярная система вопросов и ответов о программировании stackoverflow.com J Сделать возможно все, было бы достаточно времени. Есть, скорее, скучные вещи, например, общение с заказчиком, когда он хочет чего-то свыше ТЗ, или написание документации. Но, как правило, такие задачи пролетают быстро, и на место скучной рутины приходят новые интересные задачи.
Олег – старший инженер-программист, разработчик
Бывает, что при разработке программных продуктов возникают ситуации, когда согласованный с заказчиком и утверждённый дизайн уже реализован, но, попробовав новую функциональность, клиент решает, что ему неудобно в таком виде, и он меняет всю концепцию. Тогда в уже готовый продукт, на который уже потрачено много времени и сил, приходится вносить коррективы, затрагивающие не только внешний вид приложения, но и бизнес-процессы. То есть практически необходимо начать всё с начала и работу свою выполнять в крайне ограниченные сроки. Еще бывает, что много сил и времени уходит на вынужденное переключение контекстов: когда ты занимаешься определённой задачей, а тут тестировщики находят баг (не обязательно в твоём коде), который именно тебе надо срочно исправить. На крупных энтерпрайз-проектах подобный сбор рабочего окружения для воспроизведения проблемы и ее решение может занять половину рабочего дня. И при этом ты вынужден забыть, чем ты занимался только что, и вникать в новую задачу.
Но когда, преодолев все сложности, ты сдаёшь проект в срок и видишь, как то, что ты сделал, помогает людям в их деятельности, понимаешь, что не зря было потрачено столько сил. Это является главным плюсом в работе – чувствовать себя нужным.
Максим, специальность – инженер поддержки пользователей
Для меня самое сложное в работе зачастую является и самым интересным. Например, поиск информации о варианте решения задачи. Удовольствие мне доставляет общение с коллегами и возможность им помочь в решении их проблем.
Николай, специальность – инженер поддержки пользователей
Работа инженером поддержки пользователей – неплохой карьерный старт для начинающего технического специалиста. Эта работа позволяет держаться, с одной стороны, в технической сфере, с другой стороны, учит общаться с самыми разными людьми. Чем бы не пришлось заниматься в дальнейшем, этот опыт точно не пройдет даром. При этом в дальнейшем карьеру можно строить, как погружаясь глубже в техническую сферу, так и пробуя себя в работе с клиентами.
К сложностям профессии можно отнести то, что нужно учиться эффективно общаться с самыми разными людьми: от меланхоличного зануды до нетерпеливых и эксцентричных «живчиков». Среди обратившихся в техподдержку могут быть люди самого разного возраста, самого разного интеллектуального уровня. Кто-то из них почти не разбирается в технических вопросах, а кому-то достаточно лишь краткого ответа. И вот тебе нужно уметь перевести нужную информацию с профессионального языка или жаргона на простой язык, понятный простому пользователю.
Валерий, специальность – старший администратор приложений
Даже в работе администратора приложения встречаются интересные вещи. Обычно это связано с обращениями пользователей за помощью или консультацией по вопросу сервиса. В этом случае задача администратора корректно, индивидуально и понятно объяснить, почему что-то работает не так, как хочется.
Всегда есть и сложности, они никогда не кончаются и никуда не исчезают. Например, не всегда всё работает так, как хочется, появляются ошибки или отключения сервисов. И тогда приходится прибегать к углубленному сбору данных об ошибках. Этот процесс может занимать далеко не один рабочий день. Помимо этого, нужно всегда помнить, что у администратора приложения нет выходных, потому что сервис должен исправно работать 24/7.