Год от года тренд на непрерывность образования только усиливается. Обучение сегодня — это инвестиция в собственную жизнь, повышение квалификации — подтверждение намерения достичь результатов. Высшая школа менеджмента Санкт-петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), стратегический академический партнер банка ВТБ, лидер образовательного рынка в России, сочетая лучшие академические практики и инновационные идеи, строчка за строчкой поднимается в глобальных рейтингах бизнес-школ. О том, каких результатов добиваются выпускники ВШМ СПбГУ, рассказала Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ.
— Все сотрудники ВШМ СПбГУ, с которыми мы общались во время подготовки к этому интервью, и словом, и делом демонстрируют удивительную вовлеченность в развитие бизнес-школы. Благодаря чему возникла такая невероятная мотивация всей команды?
— Думаю, у всех сотрудников, преподавателей и студентов есть глубокая убежденность, что они работают и учатся в университете, приносят пользу своей стране — России, которая является частью глобального пространства. Команда бизнес-школы действительно меняет мир. Это ощущение глобальности, влияния на результат и причастности к большим свершениям исходит от всех участников образовательного процесса.
— Такая же амбиция есть и у банка ВТБ.
— Верно, в 2007 году, когда ВТБ стал частью Попечительского совета бизнес-школы, мы обратили внимание на созвучность наших целей: на стремление банка быть глобальным финансовым институтом и амбиции ВШМ СПбГУ стать заметным в мировом пространстве игроком на рынке образования. Отмечу, что обе организации уже давно интегрированы в мировое бизнес-пространство: ВТБ — глобальный игрок на финансовом рынке, ВШМ СПбГУ — глобальная бизнес-школа. Оба направления соединяет понятие «менеджмент». Хорошие менеджеры нужны всем.
— Расскажите, пожалуйста, о роли ВТБ в развитии бизнес-школы.
— Наше активное сотрудничество началось в 2007 году. В 2012 году Андрей Костин, президент — председатель правления банка ВТБ, стал деканом, а затем директором ВШМ СПбГУ, и это сыграло существенную роль при вхождении ВШМ СПбГУ в мировой рейтинг бизнес-школ Financial Times. Когда об успехах учебного заведения рассказывают не только выпускники, но и лидер крупнейшего банка России с присутствием в 14 странах мира, когда такой человек доносит информацию о том, какие принципы управления положены в основу образовательного процесса, это убеждает. В 2020 году ВТБ как один из активных участников Попечительского совета выступил тем локомотивом, который помог совместно с другими попечителями, сотрудниками Санкт-Петербургского университета, студентами и выпускниками сформировать стратегию развития бизнес-школы на ближайшие 5 лет. У ВТБ есть понимание, почему так важно помочь развитию бизнес-школы: банк — один из крупнейших работодателей, и он может не только сформулировать, что нужно рынку труда, но и преобразовывать слова в конкретные действия. С начала сотрудничества ВТБ и ВШМ СПбГУ прошло почти 15 лет, это был длинный путь — от формулировки того, что нам интересно, до практической реализации планов. Уже сейчас можно увидеть положительный эффект. Когда есть цели, амбиции и когда видишь полученный результат, появляется еще большая мотивация заниматься развитием выбранного направления.
— Вы упомянули международные рейтинги бизнес-школы. Какие строчки сейчас занимает ВШМ СПбГУ?
— В рейтинге Financial Times ВШМ СПбГУ занимает 51-е место, в 2020 году бизнес-школа поднялась на 2 строчки вверх. Наша задача — войти в топ-50 в мире и в топ-30 в Европе, и для этого придется очень сильно постараться.
— Что представляет собой ВШМ СПбГУ сегодня?
— Первое: это бизнес-школа в топ-3 бизнес-школ России, у которой есть рейтинги в Financial Times и The Economist. ВШМ СПбГУ готовится войти в 1% лучших бизнес-школ мира, обладающих так называемой тройной короной аккредитаций: AMBA (США), EQUIS (Евросоюз) и AACSB (США). В России таким статусом не обладает ни одна другая бизнес-школа. Но главное достижение и гордость ВШМ СПбГУ — выпускники! Именно они рассказывают миру о том, насколько они довольны полученным образованием и чему их научили. Когда выпускники ВШМ СПбГУ становятся работодателями, они просят бизнес-школу продолжать обучать новых студентов — своих сотрудников — тому, чему ранее научились сами. И такое признание дорогого стоит. Наша цель — вывести бизнес-школу на первое место в России.
Второе: ВШМ СПбГУ — это часть великой образовательной институции, Санкт-Петербургского университета. СПбГУ основан в 1724 году, это старейший классический университет в России. СПбГУ оканчивали будущие нобелевские лауреаты, руководители страны, известные во всем мире деятели науки и культуры. Наследие университета — огромный культурный и научный пласт, который может дать только академическая среда. Это означает, что у бизнес-школы есть корни, традиции, которые унаследованы и прекрасно используются для развития менеджерского образования. Важно также и географическое положение бизнес-школы: она находится в Санкт-Петербурге. У ВШМ СПбГУ два прекрасных кампуса. Если прийти в кампус на Васильевском острове, в самом центре Санкт-Петербурга, в Волховском переулке, можно увидеть невероятную архитектуру, прекрасные залы, камины, анфилады. В этом помещении хочется расправить плечи и держать торжественную осанку, как на картинах XIX века. Здесь учатся студенты магистратуры и слушатели программ Executive Education. Одновременно с этим загородный кампус «Михайловская дача» в Петергофе, также расположенный в историческом здании, представляет собой абсолютно современное технологичное пространство, где учатся студенты бакалавриата.
Третье: бизнес-школа — это академический подход при формировании содержания образовательных программ, это то, чему учат студентов. За этим результатом огромный объем работы педагогов и всего коллектива бизнес-школы.
Четвертое: это лидеры российской экономики, входящие в Попечительский совет. Они участвуют в развитии школы, разрабатывают и реализуют стратегию бизнес-школы, совместно с профессорами и выпускниками конструируют новые образовательные программы. Попечители не только встречаются два раза в год для того, чтобы обсудить пути развития ВШМ СПбГУ, но и активно участвуют в каждодневной жизни бизнес-школы. Почему это важно? Потому что каждый из работодателей, а попечителями школы являются крупнейшие компании страны, формулирует требования к квалификации своих сотрудников. И это позволяет бизнес-школе с присущим ей академизмом преобразовать этот запрос в новый продукт, выйти на рынок будущего и подтвердить свое намерение стать бизнес-школой номер 1. Резюмируя: ВШМ СПбГУ — это культура, история, современность, красота, мобильность, это уникальный сплав черт и характеристик.
— Что нужно сделать, чтобы стать лучшей бизнес-школой страны?
— Предлагать рынку лучших выпускников. Но для этого нужно иметь лучшее образовательное содержание, включающее кроме теории и практику; иметь технологическую среду, в которой обучающиеся могут получить самые современные знания, которые будут востребованы и через несколько лет. Поэтому учебные планы необходимо непрерывно верифицировать. В сегодняшнем мире все очень быстро меняется. Например, магистратуру по анализу данных (Master in Business Analytics) ВШМ СПбГУ впервые запустила в 2019 году и уже в 2020 году полностью ее обновила. И не потому что программа недостаточно хороша, а потому что и мир, и технологии, и ожидания работодателей сильно изменились. Программа существенно обновлена, к слову, при поддержке и под контролем работодателей: ВТБ, «Мегафона», «Яндекса», JetBrains и других компаний.
— Главный человек в Высшей школе менеджмента — студент. Можно ли сказать, что все в бизнес-школе вращается вокруг обучающихся?
— Именно так, потому что на выходе именно они становятся главным результатом работы ВШМ СПбГУ: не знания, которые передаются, не количество лидеров, которые выступили в залах бизнес-школы, а выпускники. В университете хорошо поставлена работа со студентами, они вовлечены в процесс на всех этапах принятия решений. Самые большие, яркие мероприятия бизнес-школы — конференция «Менеджмент будущего», GSOM Family day, карьерная неделя MCW — проводятся по инициативе самих студентов, из их числа формируются оргкомитеты мероприятий. Когда ВШМ СПбГУ переходила на онлайн-обучение год назад, студенческий совет стал частью операционного штаба. Осваивать Microsoft Teams педагогам помогали в том числе студенты.
Но важно сказать и о людях, без которых образовательная система не будет работать. Это, конечно, преподаватели. И это отдельный рассказ – как изменился труд преподавателя сегодня, в период технологических трансформаций, когда приходят новые инструменты и модели управления. Находясь в центре этих преобразований, преподавателям нужно входить в классную комнату и продолжать читать лекции, а кроме того, развиваться самим и писать научные работы. Нужно помнить и об эмоциональной составляющей, потому что воспитательный компонент всегда присутствует в деятельности педагога. Это, конечно, огромный труд, и эти люди вызывают заслуженное уважение!
— Вы упомянули кампус «Михайловская дача», расскажите подробнее об этом месте. Это же реконструированный в 2015 году дворцово-парковый ансамбль, которому исполнилось 170 лет?
— Да, все верно. На базе памятника истории создано современное высокотехнологичное пространство для обучения, уже даже отмеченное несколькими архитектурными наградами. В этом году совместно с банком ВТБ аудитории будут обновлены, они станут «умными» — с возможностью вести занятия в гибридном очно-заочном формате. А с 1 сентября на территории кампуса начнут работать современные комфортные общежития, здесь будут жить 600 бакалавров.
— Учебный цикл длится несколько лет. Можно ли опередить потребности рынка?
— Это актуальный и важный вопрос. Все участники образовательного рынка пытаются сделать собственные предположения. Тренды заметить можно, как и адаптироваться под потребности рынка, под состояние среды. А вот предвосхитить ожидания — сложно, изменения происходят очень быстро. В любом случае выиграет тот, кто быстрее достигнет результата. Мы для себя ответили на этот вопрос так: ВШМ СПбГУ должна соответствовать глобальным трендам и учитывать тенденции в онлайн-образовании. Эта задача реализуема: мы можем взять опыт технологической и содержательной трансформации в банке ВТБ, сопоставить его с международными трендами, а после этого применить эти знания для трансформации образовательного процесса, четко, как в бизнесе, наметив и реализовав план изменений.
— Примером такого опережающего рынок технологического развития можно назвать лабораторию 5G, которая действует в кампусе «Михайловская дача»?
— Да, в ВШМ СПбГУ не стали ждать развития технологии. Вместо этого компания «Мегафон», которая входит в Попечительский совет, вместе с проектным офисом запустила в июне 2019 года лабораторию 5G Dream Lab. Теперь кросс-функциональные студенческие команды конструируют продукты и сервисы с использованием 5G. По итогам первого сезона работы лаборатории мы получили созданные студентами сервисы, которые понравились компании «Мегафон», и команды студентов получили приглашения на работу.
— В связи с глобальными изменениями в подходе к организации образовательного процесса как меняются сами преподаватели?
— Развитие преподавательской среды является частью стратегии ВШМ СПбГУ. С одной стороны, можно развивать навыки профессиональных преподавателей в университете и ВШМ СПбГУ, помогать им осваивать новые технологии, а с другой — можно преобразовывать экспертов, которые работают в компаниях, в преподавателей. Всегда есть сотрудники в компании, готовые создать образовательный курс по определенной дисциплине. Мы выяснили, что такие специалисты есть в ВТБ и в других компаниях – попечителях бизнес-школы. Соответственно, можно организовать такой процесс, когда профессиональный преподаватель будет заходить в классную комнату и говорить: «Давайте я вам расскажу, как это системно решается», а следом преподаватель-практик со словами: «А я вам покажу, как практически решается задача в моей организации», и его дополнит аспирант, который скажет: «А я помогу ответить на вопросы, и вместе мы решим проектную задачу, которая вам точно понадобится в будущей работе». Если удастся построить такой механизм, лидерство ВШМ СПбГУ в этом направлении будет надолго зафиксировано.
— Насколько быстро педагоги перестраиваются на новые технологичные инструменты работы?
— Один из факторов успеха ВШМ СПбГУ в том, что непрерывность изменений и готовность к ним изначально заложены в основу бизнес-школы. Тут хорошей иллюстрацией станет переход на удаленный режим работы 15 марта прошлого года. Все преподаватели за двое суток, я подчеркиваю, за двое суток из традиционного формата перешли на платформу Microsoft Teams в 100-процентный онлайн-формат. В понедельник студентов предупредили, что необходимо настроить компьютеры для дистанционных занятий, во вторник все лекции, семинары, воркшопы уже велись в электронном виде! И этот переход был выполнен одинаково хорошо преподавателями, которым больше 80 лет, и студентами, которым меньше 20.
— Почему переход прошел так быстро и органично?
— Технологическая трансформация в ВШМ СПбГУ началась задолго до 15 марта 2020 года. Были протестированы разные инструменты обучения. Поэтому в момент, когда потребовались экстренные действия, перестройка произошла моментально. Конечно, в современных технологических платформах есть свои недостатки, ничто не заменит живого общения. Но, если начать готовиться к преобразованиям заранее, если объяснять людям, зачем это нужно, переход проходит быстро и просто. И это побуждает делать следующий шаг, развивать полученный опыт. И так, шаг за шагом, миссия школы «Создаем знания. Развиваем лидеров. Меняем мир к лучшему» проявляется в действии.
Еще очень важно отметить, что пандемия стала той точкой, когда бизнес-школе очень помогла поддержка выпускников. Это было время сомнений, вся команда ВШМ СПбГУ задавалась вопросом: все ли правильно мы делаем? И тогда мы спросили наших выпускников: «Ребята, а как вы используете тот или иной инструмент на своих рабочих местах?» На связь с нами вышли люди с разных материков, из разных компаний, в том числе российских, и рассказали, как они применяют технологии в своей работе. Тогда стало понятно, что мы не одни боремся с новыми проблемами и у нас есть огромная когорта союзников, помощников, которым не все равно, что будет происходить с бизнес-школой.
— Расскажите, пожалуйста, о структуре бизнес-школы. Как проходит обучение?
— ВШМ СПбГУ — это университетская бизнес-школа полного цикла. То есть в бизнес-школе представлены основные образовательные программы — бакалавриат и магистратура. Плюс есть программы дополнительного профессионального образования для уже работающих людей.
— Сколько сейчас партнеров-работодателей у Высшей школы менеджмента?
— 19 членов Попечительского совета и более 300 компаний, с которыми так или иначе ВШМ СПбГУ взаимодействует, и это число растет. Люди идут на результат! Когда студенты рассказывают о том, что у них читают лекции представители «Сибура», «Северстали», L’Оreal, обучение становится очень практическим и современным — студенты анализируют сделки и события сегодняшнего дня, а не кейсы великих компаний прошлого. Сама среда становится интересной и востребованной. Поэтому растет качество абитуриентов, качество студентов и, как следствие, качество выпускников, и за ними идут работодатели.
— Много выпускников уезжают работать за границу?
— Многие (около 50%) выпускники ВШМ СПбГУ без труда находят хорошую работу в международных компаниях. Но часть тех, кто уехал, возвращаются. Бизнес-школа изначально ставит себе задачу быть глобальной. Ощущая себя частью мира, мы говорим выпускникам: «Хочешь попробовать себя в новой стране? Отлично, пробуй, поработай за рубежом. И возвращайся обогащенным тем, что ты можешь вернуть обратно в свою страну или в тот бизнес, в который ты возвращаешься».
В этом смысле бизнес-школа выступает уже социальным лифтом для талантливых школьников. Бизнес-школа ориентирована на сильных абитуриентов из регионов. Для них поступление в ВШМ СПбГУ может стать первым шагом, чтобы оторваться от привычной среды и попытаться найти себя в другом городе. А потом, на третьем курсе бакалавриата или в магистратуре, снова выйти из знакомой среды, уехав на включенное обучение, провести семестр за рубежом, в иностранном университете, где человек отрывается еще и от привычной культурной и языковой среды. Возвращаются ребята другими, это уже свободные люди глобального мира, которые ощутили в себе силу адаптации. Да, они могут уехать работать в другое государство, но некоторые, получив опыт, приезжают обратно, и мы это очень ценим.
— Тут важно, наверное, сказать, что среди студентов ВШМ СПбГУ есть иностранцы, то есть к вам приезжают учиться из-за рубежа.
— Да, есть студенты из Европы, Китая, Индии и других стран. Более того, у нас преподают педагоги из Великобритании, Греции и других государств. Так ВШМ СПбГУ становится местом встречи людей разных национальностей, культур, взглядов, традиций, превращаясь в образовательный хаб, куда слетаются с разных концов мира студенты и педагоги. Работа, которая ведется в ВШМ СПбГУ, становится визитной карточкой России как глобального перекрестка. Мы как бизнес-школа понятны и интересны в Европе, в Азии, на постсоветском пространстве. По каждому из направлений мы развиваем партнерство с академической и бизнес-средой, запускаем совместные образовательные программы.