Найти тему
Журнал Коллекция

Орденские цепи Святого Престола

Ватикан — центр религиозной систе­мы, рас­простра­нён­ной по все­му ми­ру. Мно­го­ве­ко­во­му жёст­ко­му про­ти­во­по­став­ле­нию се­бя все­му христиан­ско­му ми­ру, гор­до­му же­ла­нию гла­венст­во­вать и влиять спо­­соб­ст­во­­ва­ли чёт­кое управ­ле­ние, сек­рет­ные це­ли и тай­ные дейст­вия, обеспечи­ваю­щие собственное развитие, а также многовековая культура и, в том числе, заметные и весомые предметы фалеристики.

Уровень исполнения высших наград Ватикана всегда был достаточно высок. Награды Ватикана никогда не бывают не сим­воличными и символизм всегда продуман.

Награды и их элементы обязательно со­держат сим­волы Свя­того престола, что яв­ляется резу­льтатом грамотной адаптации изображений своему вре­мени и на­зна­чению. Ва­тикан, получивший своё название от названия холма «Мот Vaticanus» (от латинского «vaticinia» – «место гаданий»), на котором он был основан в 756 году, стал мировым центром католицизма. Естественно, важнейший христиан­ский сим­вол — крест, — украшает награды Ватикана. Кресты разных видов. Далее на наградах важное место занимает символ — ключи. Первоначально Пап­ским символом было изображение Свя­тых Петра и Павла. Павел с ключами в руках.  Постепенно утвер­дилось изображение одних ключей связанные крестом и над ни­ми папская тиара с тремя коронами. Ключи также располагаются на Вати­канских наградах. Третьим важным символом является многозначный символ РХ (пере­сечение знаков Р и Х) — возрождённый Импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Вели­ким, раз­решавшим сво­бодное испо­ведание христианства наряду с языческими культами.

Все упомянутые символы говорят о системе, которая веками упорядочивалась, преображалась, и, что важно, следила за тенденциями своего времени. Об этом говорят и сами знаки орденов, но и в немалой степени их цепи. Цепь — не просто держит подвешенный на неё знак, но является до­полнением этого знака, и продуманным и читаемым элементом, состоящим из выше упомянутых символов.

До последнего времени мне не удавалось увидеть цепи кроме как за му­зейным стеклом или на изображениях влиятельных особ. Благодаря коллекции Андрея Хазина удаётся ближе рассмотреть и лучше по­нять всю зна­чимость важнейшего и такого малодоступного предмета, как цепь награды.

Продолжаем публикацию интереснейших ма­те­риалов Андрея Хазина, посвящённых цепям высших наград мира.

Главный редактор Sammlung/Коллекция

Сидельников Алексей

(Читать статью...)